Атака клонов: чем бизнес заменит уходящие из России IT-продукты
Импортозамещение в России в 2022 году стало актуальным как никогда — особенно в IT-секторе. Сервисы покидают страну один за другим, и, казалось бы, для российских компаний освобождаются новые ниши. Насколько эти перспективы радужны и какие ошибки российские стартапы рискуют совершить в попытке захватить рынок? Исполнительный директор российской IT-компании HFLabs Константин Степанов объясняет, почему разработчикам не нужно копировать уходящие с рынка западные продукты, что нужно делать вместо этого, а также как компаниям правильно выбирать отечественных поставщиков.
Заменить нельзя оставить
Если бы еще в январе меня спросили, как я отношусь к преференциям для отечественного софта, я бы ответил, что отрицательно. Да, в критической инфраструктуре нужна независимость и защищенность, и выбор российского ПО обоснован. В остальном же российские решения должны иметь возможность свободно конкурировать с западными и выигрывать не за счет того, что они сделаны в нашей стране, а потому, что действительно крутые. Не должно быть выкручивания рук бизнесу с аргументом «зато мы местные».
Сейчас ситуация другая: многим компаниям предстоит в короткий срок отказаться от решений зарубежных компаний, которые так или иначе ограничили свою работу в России. Прежде всего речь об Oracle, Microsoft, Atlassian. В попытках срочно найти замену привычным зарубежным сервисам бизнес, скорее всего, обратит внимание на российских разработчиков, создающих аналогичные продукты. Кажется, чего проще — бери известный софт, копируй набор функций и предлагай заказчику. Но прямое копирование западных продуктов не даст российскому рынку того качественного роста, о котором многие мечтают.
Делая «клон» популярного продукта, компания-разработчик не в полной мере понимает, зачем в него добавлены те или иные функции. Например, одна из популярных CRM-систем Siebel CRM создавалась не для российского рынка. В России исходные ограничения этого софта многим мешали. Например, система плохо «разбиралась» в русском языке — это затрудняло и замедляло поиск клиентов, особенно если вдруг сотрудник допускал опечатки. Приходилось прибегать к «костылям» — обходным приемам, с помощью которых можно быстро устранить последствия некорректной работы. Подчеркиваю — только устранить последствия, а не решить проблему. По аналогичным причинам в крупных российских компаниях иногда можно увидеть весьма странные IT-конструкции, явно дополнявшиеся в процессе разнообразными не предусмотренными изначально инструментами и программами.