Архитектор Александр Козлов — об облике Москвы, модных и вечных интерьерах
Архитекторы и декораторы сегодня все чаще говорят про так называемую «интерьерную архитектуру». Мы поговорили с ярким представителем этого направления в России (и мире) Александром Козловым
Александр Козлов — один из самых востребованных российских архитекторов, автор знаковых жилых и офисных проектов, которые затем попадают на страницы международных интерьерных журналов. У его студии Alexander Kozlov Interiors, основанной совместно с Анастасией Благодарной, серьезный список клиентов и обширнейшая география присутствия. Сейчас бюро работает над таунхаусом в центре Лондона, виллой на Кипре, квартирой в Монако, апартаментами в Москва-Сити и домом в Подмосковье.
О том, чем отличается интерьерная архитектура от обычной, что такое технология комфорта в жилом пространстве, почему зонирование — это самое важное и что отличает Москву от других столиц, Александр Козлов рассказал «РБК Стиль».
У вас в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) в описании профиля написано «interior architect», то есть «интерьерный архитектор». Что это значит? Чем это отличается от архитектора в привычном понимании?
Все верно, это осознанный выбор. И тот, и другой могут построить дом, но дома у них будут отличаться. В случае с архитектором первична идея самой архитектуры, поиск образов, которые будут органично вписаны в окружающую среду; главное внимание уделяется наружной эстетике, конструкциями, инженерной мысли, а внутри все им подчинено. Глядя на архитектуру Гери, Хадид, мы понимаем, что интерьер будет промышленным, технологичным, современным. То есть это уже не про декорирование, арт, винтаж и так далее. Это чистая архитектура сама по себе. У меня же немного другая история — когда мы разрабатываем какой-либо дом с нуля, то сразу же прорабатываем его как бы в двух плоскостях: и интерьеры, и фасады. В процессе мы смотрим на решения, взвешивая каждый раз, где они будут более выгодными и технологичными — внутри или снаружи. Соответственно, когда мы проектируем интерьер — допустим, продумываем длинную гардеробную с узким окном в торце, чтобы там утром свет красиво попадал с озера, я уже решаю фасад соответственно. В результате, одно продолжает другое.
Насколько развита сегодня «интерьерная архитектура» в России?
У нас появились профессионалы и интересные проекты. Но тут есть момент, который тормозит дальнейшее развитие. Многие архитекторы и декораторы чересчур увлечены ресурсами вроде Pinterest. С одной стороны, это классно — потому что дает насмотренность, люди узнают имена известных архитекторов, ремесленников, художников, скульпторов, керамистов. С другой, в интернете ты видишь уже кем-то созданные проекты, их придумали и осуществили минимум два года назад. Вроде бы ново и свежо, но в то же время это уже чей-то взгляд, уже чья-то идея, чей-то опыт. Если в качестве вдохновения использовать готовые идеи, ты всегда будешь вторичен. Поэтому я все время пытаюсь объяснить, что мы должны не столько смотреть фото в соцсетях, сколько ходить в музеи, читать книги и с помощью них тренировать воображение. Не лениться. И самое главное, нельзя забывать о том, что современные пространства не могу быть спроектированы без использования современных инженерных систем. Грамотный микс конструкции, инженерии и эстетики — это и есть задача интерьерной архитектуры.
Тем не менее что-то интересное у нас происходит на рынке сейчас?