Апокалипсис, которого не было
Знаменитая история о том, как одна ГМ-бактерия едва не погубила мир – и почему этой истории никогда не было.
В начале 1990-х немецкая компания создала ГМ-штамм бактерий Klebsiella planticola SDF20 для переработки органических отходов в биотопливо – этанол, – и даже получила разрешение на полевые испытания. Лишь случайно микробы попали к Элейн Ингхэм (Elaine Ingham), работавшей тогда в Орегонском университете. Проверив, как поведут себя такие ГМ-бактерии по соседству с растениями, она ужаснулась: спирта они выделяли столько, что это приводило к массовому вымиранию всего живого в почве.
Увлечения Ингхэм биологией шли дальше науки, она была еще и активистской новозеландской Зеленой партии, и при поддержке соратников развернула громкую кампанию. Дескать, страшно подумать, что могло бы случиться, попади такие бактерии в окружающую среду. Клебсиеллы распространены повсеместно, и новый штамм вполне мог бы вытеснить обычные, вызвав массовое вымирание растений на всех континентах, кроме и без того голой Антарктиды. По счастью, разрешение было вовремя отозвано, и апокалипсиса не случилось.
История стала почти классической и регулярно появляется в списках случаев, едва не погубивших торопливое человечество. Она то и дело всплывает в социальных сетях и СМИ, нагоняя эмоций против распространения ГМО-технологий, – как в России, так и за ее пределами. Ее приводят в назидание сторонникам технологического прогресса. Вот только в действительности все было совсем не так.
Не те бактерии
В то время, когда началась эта история, таксономия бактерий Klebsiella planticola еще не устоялась. Лишь впоследствии, в 2001-м, они были отнесены к отдельному, хотя и родственному роду Raoultella. Те и другие настолько близки, что различить их можно только с помощью анализа их ДНК или специальных сложных техник культивирования. И те, и другие – чрезвычайно широко распространенные и активные почвенные бактерии. Заболевания у людей они вызывают лишь в очень редких случаях, а обычно остаются вполне безвредны.
Бактерии Raoultella planticola способны разлагать кислозу – «древесный сахар», один из основных продуктов естественного разложения органики, – получая энергию и вырабатывая этанол. Именно поэтому с конца 1980-х ученые стали присматриваться к ним, как к возможным «живым фабрикам» для производства биотоплива. Однако выход спирта микробы давали недостаточный, поэтому начались работы по генетической модификации R. planticola.