Андрей Протопопов: Как меняется культура потребления финансовых услуг
Россия входит в тройку стран-лидеров по распространению финтех-услуг, но по-настоящему широко используются только платежные сервисы. CEO платежного сегмента группы QIWI Андрей Протопопов рассказал, почему пользователи с осторожностью относятся к новым финтех-продуктам и о каких возможностях нужно знать, чтобы не упустить свою выгоду
Потребитель на пороге перемен
Финтех-услуги быстро захватывают мир: по данным EY, за четыре года индекс их проникновения вырос в четыре раза и достиг 64%. Россия стала одним из лидеров этого процесса, пропустив вперед только Китай и Индию: в нашей стране к финтех-сервисам обращаются около 80% граждан, а девять из десяти опрошенных хотя бы раз пользовались платежными сервисами.
Но онлайн-платежи и P2P-переводы — это не весь финтех. Уровень освоения инструментов для финансового планирования, инвестиций, кредитования и страхования намного ниже. Одна из причин этого явления — недостаток цифровой грамотности потребителя. Если финансовые навыки россиян, по данным НАФИ, постоянно улучшаются, то знание цифровой среды в последние три года стоит на месте.
Россияне пока не чувствуют себя потребителями, они скорее готовы подстраиваться под сервис, чем подстраивать его под себя. Связано это прежде всего с консервативностью российских граждан. Только 8% из них готовы обратиться не к тому банку, страховой или другой сервисной компании, где обслуживаются в данный момент. Но интерес к новым продуктам все же высок: более половины участников опроса EY, проведенного в 2019 году, хотели бы управлять своими доходами и расходами в одном мобильном или онлайн-приложении.
Финтех многоликий
Переход в онлайн и повышение доступности самых разных услуг, от доставки продуктов до онлайн-образования, стали одним из главных трендов экономики последних лет. Этот феномен получил название «культуры удобства» (convenience culture), и финтех-сервисы играют в ней важную роль. Объединяя данные из разных систем, они сокращают сложные многоступенчатые процессы до пары кликов и открывают перед пользователями новые возможности.