Алкоголь поможет спорту: зачем пиво возвращают на российские стадионы
Почти 15 лет (если не считать матчи Кубка конфедераций 2017 и чемпионата мира 2018) в России запрещено продавать пиво на футболе. Но в скором времени ограничения, вероятно, будут отменены, и российские клубы смогут зарабатывать больше
На российских стадионах пиво, как и любой другой алкогольный напиток, уже давно под запретом. Но, возможно, ситуация вскоре изменится. В конце октября сразу два депутата Госдумы — Игорь Лебедев и Михаил Дегтярев — сообщили, что законодательная инициатива по возвращению пива на футбольные стадионы получила поддержку правительства и рассматривается «по графику» комитетом по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Для российского футбола это может стать важным шагом на пути становления индустрии как самостоятельной экономической единицы, не зависящей от бюджетных вливаний.
Как было раньше
Еще в начале нулевых пиво свободно продавалось на российских стадионах. Но разрушительная футбольная истерика на Манежной площади, случившаяся после неудачного матча сборной России на чемпионате мира 2002, спровоцировала масштабную антиалкогольную кампанию. В 2004-м серьезно ограничили рекламу пива на ТВ, в 2005-м официально запретили продавать его на спортивных объектах и поблизости от них. Эти строгости даже стали причиной курьезной ситуации 2008 года, когда по просьбе УЕФА пиво рекламировали во время финала Лиги чемпионов в «Лужниках», а после матча Федеральная антимонопольная служба выписала Российскому футбольному союзу (РФС) штраф 60 000 рублей за нарушение рекламного законодательства.
В 2010 году Россия получила право провести чемпионат мира 2018, и отношение к пиву на стадионах стало постепенно меняться: одним из глобальных спонсоров турнира много лет является американская пивоваренная компания Anheuser-Busch InBev. В 2011-м тогдашний президент РФС Сергей Фурсенко высказался за возвращение рекламы пива на стадионы, потому что «в современном футболе не так легко найти хороших спонсоров». Он также пообещал «лоббировать» пивную розницу на стадионах, ссылаясьна опыт Англии, где «прибыль от продажи пива за матч приравнивается к £1 млн».
Мантра «продается во всех странах мира и Европы» вообще стала лозунгом пивных активистов в России, хотя на самом деле все не так однозначно. В Германии и Бельгии пиво действительно продают и пьют на футболе без ограничений. Так, на домашней арене клуба «Шальке» действует 5-километровый пивопровод, который связывает все точки питания на стадионе с четырьмя холодильными резервуарами на 52 000 литров. А вот в Италии, Испании и Португалии разрешается употребление только безалкогольного пива. В высших лигах Англии более сложные правила. На стадионах продают и пьют алкогольное пиво, но появляться с ним на трибунах запрещено. А на отдельных, особо принципиальных матчах (вроде «Вест Хэм» — «Миллуол» и т.д.) алкоголь убирают из ассортимента не только на аренах, но и в окрестных магазинах.