Спектакль о трагической судьбе советской актрисы Валентины Караваевой

EsquireКультура

Алиса Хазанова: «Моя героиня сделала выбор в жизни, у нее не было никого, ничего, у нее была только сумасшедшая одержимость профессией»

Записала Юлия Ахмедова
Фотограф Ирина Полярная

2, 3 и 4 июня впервые в Москве, в Театральном центре «На Страстном», пройдет спектакль «Девушка и смерть» режиссера Максима Диденко. Спектакль посвящен трагической судьбе советской актрисы 1940-х годов Валентины Караваевой. Главную роль в спектакле сыграла Алиса Хазанова. Esquire встретился с ней накануне премьеры и узнал, каково это — играть человека, стоящего на границе жизни и смерти.

Премьера спектакля «Девушка и смерть» российского театрального режиссера, известного провокатора и экспериментатора, Максима Диденко состоялась в Лондоне в ноябре прошлого года. Спектакль посвящен судьбе советской актрисы Валентины Караваевой. Свою звездную и единственную главную роль телеграфистки Маши Степановой она сыграла в 1942 году в фильме “Машенька”, за которую получила Сталинскую премию. Но через год Караваева попала в автомобильную катастрофу, изуродовавшую ее лицо. Шрам протянулся от уха до подбородка, а верхняя губа онемела. После она практически нигде не снималась. Вся ее последующая жизнь была посвящена тому, чтобы избавиться от шрама и вернуться в кино, но этого так и не случилось.

Последние годы жизни Караваева провела практически в нищете, но осталась верна профессии: она сама снимала себя на кинокамеру в своей квартире, играя отрывки из ролей, которые ей не суждено было воплотить на большом экране. Караваева умерла на 77 году жизни. Точная дата смерти неизвестна, сообщается, что это случилось в конце декабря 1997 года, когда в доме прорвало трубы. Соседи забили тревогу и взломали дверь актрисы, но обнаружили ее уже мертвой в полузатопленной квартире.

В главной роли в постановке Диденко — Алиса Хазанова, актриса, режиссер и муза российского театра «новой волны». Esquire встретился с ней накануне премьеры и узнал, каким получился спектакль, нужно ли к нему заранее готовиться, а также каково это — играть человека, стоящего на границе жизни и смерти.

В одном из интервью Максим Диденко говорил, что идея спектакля принадлежит вам. Расскажите, как вы узнали эту историю?

Она ко мне тоже пришла. Видимо, такая судьба у этой истории. Продюсер Александрина Маркво предложила мне сделать спектакль в Лондоне с Максимом Диденко. Я говорю: «Здорово, я мечтаю с Максимом поработать, а какой материал?» Она говорит: «Не знаю, давайте думать». Дальше параллельно случились две вещи. В Москве я встретилась со своим другом Георгием Джапаридзе, и он рассказал мне историю Валентины Караваевой. Я совершенно обалдела: во-первых, от самой истории, а во-вторых, от того, что я никогда об этом не слышала. Судьба Валентины Караваевой мне показалась интересной, сильной, трагической, запала в душу. Также по совету Александрины я встретилась в Москве с драматургом Аней Рулёвой. Буквально через пять минут нашего разговора я понимаю, что она мне рассказывает ту же саму историю, что и Георгий.

Поняв, что Валентина пришла к нам с двух сторон, я решила рассказать про эту историю Максиму, поэтому он говорит, что это моя идея. На самом деле, она, конечно, не совсем моя, но она ко мне таким образом пришла. Уже потом Максим подключил Валеру Печейкина для создания пьесы. И он, на мой взгляд, выбрал замечательную форму, которая, с одной стороны, рассказывает судьбу Валентины, а с другой, очень много говорит об общечеловеческих категориях. Вот так все переплелось и сложилось.

Почему премьера спектакля прошла именно в Лондоне?

Потому что продюсер Александрина Маркво находится там. У нее была амбиция — показать в Лондоне не привезенный на гастроли проект (как это обычно бывает), а сделать спектакль именно там, чтобы все этапы производства происходили в Лондоне. И эта идея всем понравилась, и всем было интересно попробовать. Аудитория была в основном русскоязычная, но приходило и много англичан, для них были субтитры и либретто на английском языке. Обычно в Лондоне с гастролями приезжает очень хороший, классический русский театр. А мы показали его «новую волну».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Космология через триллион лет: какой она будет Космология через триллион лет: какой она будет

Смогут ли ученые в установить, с чего началось наше мироздание

Популярная механика
Жирно не будет Жирно не будет

Уж если делать культ из еды, то со всей одержимостью

Вокруг света
Побоище в Чемодановке: драка русских с цыганами или социальный протест? Побоище в Чемодановке: драка русских с цыганами или социальный протест?

Ситуация в Пензенской области перешла в сферу общественного протеста

Forbes
Все серии «Черного зеркала»: от худших к лучшим Все серии «Черного зеркала»: от худших к лучшим

Вспоминаем и ранжируем все эпизоды пророческого сериала

GQ
Архитектура, поглощённая инженерами Архитектура, поглощённая инженерами

В высотке комфортно в любую жару без всяких кондиционеров

Наука и жизнь
Молодо-зелено Молодо-зелено

Знакомьтесь, звезда «Дылды» Виктория Мирошниченко

Vogue
С сайта «Коммерсанта» исчезла статья о поставке истребителей в Египет С сайта «Коммерсанта» исчезла статья о поставке истребителей в Египет

Статья о поставке Египту российских истребителей исчезла с сайта «Коммерсанта»

Forbes
Родное плечо Родное плечо

Александр Колобов провел свою сеть «Шоколадница» через все кризисы

Forbes
Город для промышленника Город для промышленника

Импортозамещение — явление, к которому мы обращаемся с завидной регулярностью

Эксперт
Оксана Лаврентьева и Александр Цыпкин: «Мы встретились и больше не расставались» Оксана Лаврентьева и Александр Цыпкин: «Мы встретились и больше не расставались»

Оксана Лаврентьева и Александр Цыпкин ответили на вопросы подписчиков блога

Grazia
Как создавалась мрачная коллаборация Valentino и Undercover Как создавалась мрачная коллаборация Valentino и Undercover

Креативные директора Valentino и Undercover рассказали о восприятии красоты

GQ
«Те, кто услышит меня сегодня, могут заработать побольше». Игорь Сечин об «экономическом шовинизме» США и акциях Тesla «Те, кто услышит меня сегодня, могут заработать побольше». Игорь Сечин об «экономическом шовинизме» США и акциях Тesla

На ПМЭФ глава «Роснефти» выступил с подчеркнуто жесткой по отношению к США речью

Forbes
Что взять с собой в кемпинг? Список из 12 необходимых вещей на природе Что взять с собой в кемпинг? Список из 12 необходимых вещей на природе

Го на свежий воздух!

Playboy
Этим летом смотрим редкие часы Cartier и китайские сокровища в Пекине Этим летом смотрим редкие часы Cartier и китайские сокровища в Пекине

Восток-Запад в тысяче объектов

Vogue
«Мы умеем лечить около 300 заболеваний» «Мы умеем лечить около 300 заболеваний»

Каково состояние нашей медицинской генетики и будут ли «редактировать» младенцев

Огонёк
Анастасия: «В брачном контракте все завещаю Юлиану» Анастасия: «В брачном контракте все завещаю Юлиану»

Супруги рассказали «СтарХиту», с какими проблемами столкнулись в браке

StarHit
Как искусственный интеллект изменит нашу жизнь? Как искусственный интеллект изменит нашу жизнь?

Разговор о сверхчеловеческой культуре будущего

Playboy
Потанин ответил на слова Сечина о контроле США над российской металлургией Потанин ответил на слова Сечина о контроле США над российской металлургией

США получили контроль над российской алюминиевой промышленностью и металлургией

Forbes
Питание: план на 9 месяцев Питание: план на 9 месяцев

Из веществ, получаемых с пищей, складывается организм развивающегося плода

9 месяцев
Мы пришли в «Севкабель Порт» Мы пришли в «Севкабель Порт»

Кластер у моря превратился в порт приписки не только для главных опенэйров лета

Собака.ru
Машину заказывали? Машину заказывали?

Светлана Виноградова о том, как 25 лет подряд ходить на работу как на праздник

Cosmopolitan
Тэрон Эджертон: «Играть Элтона Джона, во всех смыслах и при всем моем уважении, было сюром» Тэрон Эджертон: «Играть Элтона Джона, во всех смыслах и при всем моем уважении, было сюром»

Тэрон Эджертон рассказал, каково играть ныне живущую легенду музыки

Esquire
Крылатая машина: как Форд решил покорить небеса Крылатая машина: как Форд решил покорить небеса

11 июня 1926 года в воздух поднялся первый самолет Генри Форда – Ford Trimotor

Популярная механика
Тысячекратная доходность. Сколько могут заработать инвесторы Slack благодаря IPO мессенджера Тысячекратная доходность. Сколько могут заработать инвесторы Slack благодаря IPO мессенджера

Среди инвесторов в мессенджер Slack — сооснователи многих успешных стартапов

Forbes
Серьезная крыша Серьезная крыша

Игорь Рыбаков начинает инвестировать в организацию чемпионатов мира по шахматам

Tatler
«Меня долго считали пустозвоном»: стиль Юргена Клоппа, который привел «Ливерпуль» к финалу Лиги чемпионов «Меня долго считали пустозвоном»: стиль Юргена Клоппа, который привел «Ливерпуль» к финалу Лиги чемпионов

Как Юрген Клопп стал одним из лучших футбольных тренеров мира

Forbes
Море зовет! Море зовет!

Следуем примеру олимпийской чемпионки Татьяны Навки и едем к морю

OK!
Как не перепутать цель со средством? Как не перепутать цель со средством?

Почему важно разделять цель и средства?

Psychologies
Лучшие роли Бена Кингсли Лучшие роли Бена Кингсли

От Махатмы Ганди до мексиканского пастора-убийцы

GQ
Карта местности Карта местности

Блогер, телеведущий и актриса в путешествии по живописным местам России

Grazia
Открыть в приложении