Почему половина стартапов в России не сможет привлечь инвестиции
Каждый второй предприниматель не сможет получить финансирование от инвесторов, говорят результаты исследования «Стартап Барометр». Меньше всего шансов у изобретателей-одиночек, тех, кто работает по найму или идет за инвестициями с «голой» идеей.
Согласно исследованию «Стартап барометр», проведенного венчурным инвестором Алексеем Соловьевым при поддержке ФРИИ, MTS Startup Hub, Sistema_VC и Ernst&Young, каждый третий основатель стартапа в России — это человек, работающий по найму. Всего в исследовании приняли участие 500 предпринимателей. В 15% случаев фаундер имеет другой стабильный бизнес, а каждый десятый стартапер работает сразу в нескольких компаниях. Для 56% основателей стартап, который они презентуют инвесторам, не является основной работой, и это оказывается стоп-фактором для инвесторов. Бизнес-ангелы могут закрыть глаза и рискнуть, вложившись в компанию с частичной занятостью фаундера, но фонды на такой шаг не идут практически никогда.
И здесь возникает проблема «курицы и яйца»: предприниматель не может привлечь деньги, потому что не занят полностью стартапом, а полноценно заниматься стартапом не может, потому что не хватит денег на жизнь. Это оказывается одним из главных сдерживающих факторов для развития компании.
Таблетка от жадности
Впрочем, часто развитию стартапа препятствуют сами основатели. Некоторые из них осознанно не идут за инвестициями, потому что боятся отдать долю в своем проекте кому-то «чужому». Логика «пусть медленно, но зато все мое» — первый и главный враг роста бизнеса.
Участие инвестора помогает сэкономить главный ресурс — время. На первый проект стартаперы могут потратить несколько лет — и провалиться. Потому что по статистике девять из десяти стартапов не переживают «долину смерти» в первые годы существования. Вторая попытка займет еще несколько лет, и тоже может не увенчаться успехом. И вот спустя 10 лет попыток страсть к предпринимательству пропадает.
Привлекая инвестиции, основатель отдает долю в бизнесе, но взамен получает гораздо больше: возможность форсировать проверку гипотез и сократить время, необходимое для теста идеи, до полутора-двух лет.
Ещё один отрицательный маркер, на который обращают внимание инвесторы — отсутствие роста команды. 38% предпринимателей, принявших участие в исследовании, не нанимали новых сотрудников в течение последних шести месяцев. Чаще всего это значит, что у компании недостаточный темп развития. Подумайте сами: если предприниматель запустил веб-сервис, и проект успешно развивается, по мере роста компании должно органически расти количество разработчиков, маркетологов и других сотрудников. Конечно, иногда команды в 20-30 человек достаточно для того, чтобы покорить не только локальный, но и международные рынки. К таким исключениям можно отнести, например, Prisma или Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), но подобных примеров единицы, а стартапов — десятки тысяч.