Алексей Кудрин — Forbes: «В России большинство предпринимателей и корпораций вынуждены страховаться»
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин в интервью Forbes на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме рассказал, как, по его мнению, следует бороться с бедностью, откуда придет новый кризис и как заставить бизнес инвестировать в России.
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин в интервью Forbes на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме заявил, сколько денег нужно дополнительно для борьбы с бедностью, чего лучше избегать в диалоге между бизнесом и властью об инвестициях внутри страны и в каком направлении нужно двигаться России, чтобы избежать кризиса.
— Сегодня на деловом завтраке «Сбербанка» прозвучала мысль о том, что в России на самом деле денег много, но другие страны с таким же объемом средств добиваются большей эффективности. Как вы считаете, так ли это?
— Если говорить в сравнении с передовыми странами, то да, они более эффективны. Производительность труда в России почти в два раза ниже, чем в США и почти в полтора раза ниже, чем в Европе. Нам есть еще куда стремиться. В основном у нас есть сложности с качеством управления. Как на корпоративном уровне, так и в государственной системе. Так что нам еще есть, что совершенствовать, чтоб повысить общую результативность нашей экономической системы.
— Как же так получается? Мы не первый год уже говорим о том, что нам нужно повышать качество управления, у нас на низком уровне производительность труда, но, тем не менее, это все стопорится.
— Безусловно, этот вопрос можно повторять из года в год. И, кстати, его себе задают и западные страны, и ведущие корпорации. Но они не стоят на месте, они находятся в самом жестком конкурентном поиске. Многие страны и многие компании, которые вырастают в большие успешные компании, находятся в постоянном поиске лучших формул и методов управления. Но нет заранее известных готовых схем, как для российского государства, государственного звена, для каждого министерства, так и для крупных компаний. Все время нужно искать. Брать новое, пробовать. Это постоянный поиск.
Сейчас в мире на первом месте будет не торговля продуктами или конкуренция продуктов, а конкуренция моделей управления. То есть, нужны модели, которые постоянно приводят к совершенствованию своего продукта, к постоянному увеличению своей доли на рынке. Например, смартфоны: здесь конкуренция мощнейшая, каждый год новые модели, новые камеры, новые функции, новые приложения. Вот эта конкуренция должна быть в каждом секторе, в отношении каждого продукта. Даже если это пищевые продукты, товары народного потребления, должна быть такая конкуренция, чтобы сделать что-то необычное, новое и получить свое место на рынке.
И вот такого драйва мы не наблюдаем зачастую у себя. У нас из года в год некоторые компании штампуют похожую продукцию или немного усовершенствованную. Как создать эту конкуренцию, в том числе у нас в стране? Это постоянная работа… Должны быть центры компетенций — там нужны люди, которые сами собирают все лучшее, новое, которые передают эти знания такого рода государственному или корпоративному менеджменту.
— Последнее время мы все чаще наблюдаем за тем, что государство стало все активнее призывать бизнес инвестировать в Россию, а не выводить деньги за рубеж. А как вы считаете, вообще такой подход он, в принципе, оправдан? Можно ли заставить инвестировать в страну?
— Вы сейчас задали очень чувствительный вопрос. В целом, если любая страна, в том числе Россия, претендует на быстрый экономический рост, то, конечно, она, как правило, большую часть, 70-80% инвестиций, оставляет внутри.
Когда мы создаем международную экономику с открытыми границами, чтобы у нас создавались лучшие производства и продукция продавалась во всех странах мира, то, конечно, у нас должны быть достаточно открытые границы. Все заработанное здесь, в том числе иностранными компаниями, может вывозится в силу того, что это их собственность. Все, я распоряжаюсь своей собственностью, как хочу. Капитал двигается и нельзя спорить с этим движением капитала. Пусть капитал выбирает себе место приложения. А мы должны создавать условия, чтобы к нам хотели идти.