Актриса, которой уже не хватает: 10 лучших фильмов Инны Чуриковой
Утром 14 января скончалась Инна Чурикова — народная артистка СССР и одна из самых любимых актрис в России. Ее не раз называли «нашей Мэрил Стрип», хотя это и не слишком справедливо по отношению к самобытному таланту актрисы. «Правила жизни» вспоминают 10 самых ярких ролей Инны Чуриковой.
«Морозко» (1964)
Дебют Инны Чуриковой в игровом кино состоялся еще во время учебы — в 1960 году. Чурикова сыграла в фильме «Тучи над Борском» — знаковой картине советской «антирелигиозной» волны. Это была скромная эпизодическая роль в несколько крупных планов — разойтись особенно негде. Под знаком эпизодичности прошел ранний этап в карьере актрисы — «Где ты теперь, Максим?», «Стряпуха», «Старшая сестра». Через несколько лет после дебюта она даже появилась у Данелии в «Я шагаю по Москве», но по-настоящему заявила о себе в «Морозко» Александра Роу. Там она воплотила образ Марфуши — персонажа, как известно, отрицательного, злого двойника Настеньки.
Несмотря на второстепенность роли, Чурикову заметили: в кадре она, не щадя зубов, грызла орехи, мерзла на натурных съемках и ела лук вместо яблок (говорят, в стране был дефицит). Театрализованный, сказочно утрированный «Морозко» требовал соответствующей игры — выпуклой, нарочно избыточной, чтобы юным зрителям было хорошо понятно, кто есть кто. Спустя годы актриса эту роль вспоминала с неудовольствием: она настолько не нравилась себе в образе Марфуши, что подумывала завязать с карьерой в кино. История распорядилась иначе: Чурикову заметили, не за горами была ее первая главная роль.
«В огне брода нет» (1968)
Эпизодические образы раннего периода — это обязательно нескладные, неровные, где-то даже грубые девушки, не слишком вдохновляющие. Таня Теткина из «В огне брода нет» — героиня во многом другая. Искрящаяся светом, воодушевленная, «психическая», как говорит один из героев фильма. Чурикова играет невзрачную на первый взгляд санитарку, которая однажды обнаруживает тягу к живописи. Таня влюбляется, ищет в творчестве выход для своих чувств, а на фоне идет Гражданская война, революция, которую Таня не вполне понимает, подходит к концу. Черно-белое решение фильма снижает важность формальных изысков, традиционно присущих костюмному историческому кино, и заставляет в первую очередь оценить психологизм актерской игры. Наивность, сомнения, и вместе с тем слепая решимость умереть за дело всеобщего благополучия — Чурикова находит в простоватом, немного примитивном (сообразно картинам самой Тани) портрете неожиданный нерв.
Хотя главная героиня и кажется поначалу очередной простушкой, в финале картины Таня Теткина выходит на трагический пафос и практически философский масштаб (чего стоит только вынесенный в название афоризм, который в пылу разговора нашла героиня). Впрочем, «В огне брода нет» важен не только для карьеры Чуриковой, но и для режиссера Глеба Панфилова. Для него это был дебют в полнометражном кино (до того он занимался в основном документалистикой), открывший режиссера миру: фильм, возводящий крамолу на священный нарратив о Гражданской войне, получил главный приз синефильского фестиваля в Локарно. В Чуриковой же режиссер нашел свою главную музу и будущую супругу. Дуэт Чурикова-Панфилов (для наглядности его можно сравнить, например, с дуэтом Скорсезе и Де Ниро), пожалуй, один из самых ярких в истории отечественного кино. Свои главные роли Чурикова сыграет именно в фильмах супруга.
«Начало» (1970)
Выйди «Начало» сегодня, мы бы назвали его «метакино», кино о кино. Чурикова в нем вновь появляется в образе мечтательной провинциалки Паши Строгановой, грезящей о карьере в кино. Паша перебивается неблагодарными ролями, но однажды ее талант разглядывает столичный режиссер и предлагает сняться в роли Жанны д'Арк. В фильме есть два плана: сложная личная жизнь Паши (она влюбляется в женатого мужчину) и съемки исторического фильма. У Панфилова образ Жанны д'Арк носит двойственный смысл. История Жанны во многом история самой Паши. Будучи выходцем из низов (Жанна, напомним, родилась в крестьянской семье), Паша неожиданно для себя становится героем большой истории — личной трагедии и сакрального исторического сюжета. Кроме того, образ Жанны д'Арк иконографически важен для истории кино. Самый известный вариант Жанны д'Арк принадлежит Рене Фальконетти в «Страстях Жанны д'Арк» Дрейера. Работа над фильмом и режиссерские методы настолько вымотали актрису, что эта роль стала ее последней в кино. Панфилов, разумеется, был знаком с фильмом Дрейера и чувствовал связь между картинами.