«Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов»: 30 лет на службе океанологии
В 1988 году со стапелей верфи Hollming в финском городе Раума было спущено на воду научно-исследовательское судно (НИС) «Академик Сергей Вавилов», а годом позже — «Академик Иоффе», которые являются одними из представителей российского научно-исследовательского флота и в XXI веке.
Суда «Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов» уже совершили немало значительных открытий, которые вошли в историю научного флота России. И на будущее у НИС планы также довольно серьёзные: в рамках национального проекта «Наука» будет реализована модернизация судов, которая даст возможность исследователям работать в комфортных условиях и идти в ногу со временем.
Советский научно-исследовательский флот, который начал формироваться в конце 1950-х годов, был одним из самых мощных в мире. «Академик Сергей Вавилов», который получил своё имя в честь основателя научной школы физической оптики в СССР Сергея Вавилова, и «Академик Иоффе», названный в честь «отца советской физики» академика Абрама Иоффе, стали двумя судами, построенными по общему проекту. Они могут работать как самостоятельно, так и в тандеме друг с другом. 117-метровые корабли водоизмещением почти 7000 тонн отличаются необычным техническим решением. Каждое из судов имеет в своей центральной части вертикальную шахту диаметром под два метра, которая служит для размещения и работы научного оборудования. В частности, если систершипы работают вместе, то одно может опускать в толщу воды излучатель сигналов, а другое — работать как приёмник, получающий акустические сигналы. В роли мобильного излучателя гидроакустических сигналов в полосе частот 25–500 Гц мощностью до 150 Вт и создавался «Академик Иоффе», а «Академик Сергей Вавилов» проектировался именно как мобильный приёмник сверхслабых гидроакустических сигналов.
В свой первый рейс в августе-сентябре 1989 года суда отправились вместе — на борту находилось шесть групп исследователей академии наук СССР, перед каждой из которых стояли свои научные задачи. Но основная направленность обоих судов — проведение гидроакустических исследований и в частности экспериментов по изучению распространения звука в океане. В ходе экспедиции в 1989 году удалось зарегистрировать сигналы, прошедшие в океане более 3 тыс. км, а также получить информацию для изучения эффекта потепления арктических вод по анализу прохождения звука (проект «АТОК»), для проведения работ по восстановлению подводной линзы на основе акустических томографических данных (проект THETIS-2) и других исследований.
"Научно-исследовательские суда работают в таких районах плавания, где торговые суда, как правило, избегают плавать или плавают редко и в составе конвоев под проводкой ледоколов. В этих условиях научные суда работают в обычном для них режиме, подолгу находясь во льдах Арктики и Антарктики, в экстремальных штормовых зонах мирового океана — Карском море, районах Северной Атлантики, Южного океана, проливе Дрейка. Работа в таких экстремальных условиях требует от экипажа большого профессионализма по всем службам судна — от мостика до камбуза. Каждый член команды должен быть готов в любой момент прийти на помощь там, где это требуется.
С технической точки зрения работа научно-исследовательского судна отличается от управления обычным судном торгового флота в первую очередь управлением главными и вспомогательными механизмами судна — режимом работы главных двигателей и вспомогательных, таких как носовое подруливающее устройство, кормовое подруливающее устройство. Режим работы должен быть стабильный, бесперебойный при выполнении научных работ за бортом судна, чтобы избежать потери дорогостоящего научного оборудования, поломки судовых механизмов, намотки тросов на винты», — говорит капитан «Академика Иоффе» Андрей Владимирович Зыбин.
В 2001 году «Академик Иоффе» отправился в очередной свой рейс в экваториальную часть Атлантического океана для проведения детальных геологических исследований в районе сочленения Срединно-Атлантического хребта с трансформным разломом Сьерра-Леоне. Особенностью 10-й по счёту для судна экспедиции стал характер научной работы. Если в предыдущих походах на судне работали морские акустики, океанологи, гидрографы и геофизики, то на этот раз экспедиция носила исключительно геологическую направленность, что наложило свои отпечатки на характер проводимых работ и специфику использования научного оборудования. В том походе удалось собрать множество образцов пород и получить важную для изучения океана информацию, а кроме того экспедиция «Академика Иоффе» стала первой работой научно-исследовательского судна по программе «Меридиан».