Выкуп без рисков
На что стоит обратить внимание, приобретая сельхозземлю, расположенную вблизи объектов госзначения
Действующее законодательство позволяет арендаторам без проведения торгов приобрести в собственность земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности. Однако это не всегда возможно. Например, госорганы откажут в приобретении, если участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения, а арендатор не уполномочен на строительство этих объектов. О тонкостях выкупа сельхозземель из госсобственности без проведения торгов расскажет автор этой статьи.
По закону для выкупа земельного участка сельхозназначения без торгов должны быть соблюдены критерии, закрепленные в Земельном кодексе РФ. Во-первых, арендатор должен арендовать участок не менее трех лет. Во-вторых, у уполномоченного государственного органа должна отсутствовать информация о выявленных и о неустраненных нарушениях законодательства России при использовании такого участка. В-третьих, арендатор обязан подать заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов до дня окончания договора аренды.
В то же время Земельный кодекс ограничивает возможность приобретения земель сельхозназначения из госсобственности без проведения торгов в случае, если участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения (это должно быть отражено в документах территориального планирования и/или документации по планировке территории) и с заявлением о предоставлении участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов. В случае продажи такой земли в нарушение указанных норм появляются риски оспаривания распоряжения уполномоченного органа о предоставлении участка в собственность и признания договора купли-продажи ничтожной сделкой.
Однако на практике применение норм Земельного кодекса обладает рядом особенностей, так как необходимо учитывать нормы об ограничении в обороте определенных категорий земельных участков. Так, любая земля, находящаяся в государственной или муниципальной собственности, в том числе из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенная для строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, объектов морского, внутреннего водного, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, а также автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения, относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлена в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Данный вывод также подтверждается сформированной судебной практикой.
Причины для отказа
Для отказа в предоставлении земельного участка в собственность достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения (в том числе объектов трубопроводного транспорта соответствующего значения). При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.