Какие факторы влияли на агросектор в 2021 году

АгроинвесторБизнес

Уже не драйвер, еще не тормоз

Какие факторы влияли на агросектор в 2021 году

Татьяна Кулистикова

2021 год принес аграриям немало проблем: от неблагоприятных погодных условий и распространения африканской чумы свиней и гриппа птиц до удорожания средств производства и новых мер госрегулирования рынка. Все это сказывается как на объемах производства, так и на доходности бизнеса. И хотя год во многом оказался сложнее 2020-го, нельзя сказать, что он сложился откровенно неудачно для отрасли.

За первые девять месяцев 2021 года производство продукции сельского хозяйства снизилось на 4,3%, в том числе в сентябре оно ушло в минус на 5,8%, следует из данных Росстата (последние доступные показатели на момент подготовки статьи). В том числе это результат отставания в темпах проведения уборочной кампании. ВВП в сентябре в годовом выражении вырос на 3,4%, по итогам девяти месяцев — на 4,6%, оценило Минэкономразвития. Если в 2020-м агросектор был едва ли не единственной отраслью, уверенно сохранявшей позитивную динамику, несмотря на все сложности пандемии и новые вызовы, то к осени 2021-го его вклад в экономику был отрицательным. Не исключено, что и по итогам года ситуация станет аналогичной. Во всяком случае, драйвером экономики сельское хозяйство точно не будет. Впрочем, назвать его тормозом тоже вряд ли можно: урожай зерна хоть и ниже прошлогоднего, но все же позволит обеспечить и внутренние потребности, и экспорт; валовой сбор масличных обновит рекорд; производство сахарной свеклы увеличится по сравнению с 2020-м, картофеля и овощей — если и снизится, то не критично. В мясном секторе, несмотря на непростую эпизоотическую ситуацию, производство по итогам года может выйти в плюс, по молоку темп прироста валового надоя хоть и замедлился, но все же демонстрирует положительную динамику.

Минимальный прирост или падение?

Экономика в 2021-м отыграет падение прошлого года (3%) и вырастет на 4,2%, ожидает Минэкономразвития (здесь и далее — показатели, актуальные на 20 ноября, если не указано иное). Президент Владимир Путин, выступая на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, сказал, что Россия вернулась к допандемийному уровню развития экономики и в 2021 году рост ВВП может составить 4,7%. Центробанк оценивает потенциал увеличения ВВП в диапазоне 4–4,5%. В начале ноября Европейский банк реконструкции и развития улучшил прогноз по динамике российского ВВП с 3,3% до 4,3%. ВЭБ РФ прогнозирует плюс 4,1%.

Согласно сентябрьскому прогнозу Минэкономразвития, в этом году производство продукции сельского хозяйства может увеличиться на 1% против 1,3% в 2020-м. Замедление динамики ведомство объясняет сложившимися в ряде регионов неблагоприятными погодными условиями, которые привели к гибели части посевов. Минсельхоз летом в Нацдокладе о реализации агрогоспрограммы за 2020 год прогнозировал, что в 2021-м отрасль прибавит 1,5%.

Увеличение ВВП в 2021 году будет довольно высоким, на уровне 4,3%, соглашается руководитель Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Дмитрий Тарасов. «В агросекторе в 2021 году на фоне высоких прошлогодних результатов рост оказалась сдержанным: в первом полугодии плюс 0,2%, показатели за три квартала ушли в отрицательную зону, так что высока вероятность того, что по итогам года динамика будет близка к нулю», — говорит он.

Источник: данные Росстата, прогнозы организаций и ведомств

Начальник центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко отмечает, что увеличение ВВП в текущем году будет максимальным за 10 лет — около 4%. «Этот рост преимущественно восстановительный и отражает “отскок” показателей основных секторов экономики после падения прошлого года. Поэтому не стоит преувеличивать значение этого роста, поскольку сокращение ВВП в 2020-м составило 3%, таким образом, мы имеем всего плюс 1% за два года», — подчеркивает она. Что касается сельского хозяйства, то в 2020 году оно показало рост, причем главный вклад был сделан высоким урожаем зерна. В этом году его валовой сбор будет ниже прошлогоднего на 10%, и, несмотря на, по-видимому, рекордный урожай масличных, в целом сектор уйдет в минус, и валовой объем добавленной стоимости сельского хозяйства сократится, но не более чем на 1%, оценивает эксперт.

Кроме уменьшения валового сбора зерна, также негативный вклад вносит сокращение производства овощей открытого грунта из-за неблагоприятных погодных условий в период посадки, вегетации и уборки. На показатели в животноводстве отрицательно повлияла сложная эпизоотическая ситуация, хотя уровень производства прошлого года сохранился и, возможно, будет превышен по итогам года, добавляет Тарасов. На работе обоих секторов также сказался быстрый рост цен на средства производства. «Однако общий финансовый результат не только сохранился на высоком уровне, но и показал существенный прирост», — добавляет он.

2021 год — неоднозначный для АПК и во многом сложнее, чем 2020-й, считает партнер, руководитель практики по предоставлению услуг компаниям АПК PwC в России Михаил Фролов. С одной стороны, все ожидали продолжения роста отрасли, которая одна из немногих смогла успешно преодолеть локдауны и эффективно работать в условиях пандемии, и даже показав рекорды по отдельным направлениям: например, в 2020-м экспорт продукции АПК впервые превысил импорт, рассуждает эксперт. С другой стороны, в 2021 году отрасль столкнулась с новыми вызовами, которые частично являются отложенными последствиями пандемии: нехватка трудовых ресурсов и динамика мировых цен на средства производства.

Ключевые вызовы для сектора

Прошлый год для АПК был доходным, во всех секторах наблюдался рост цен, хотя неопределенность в экономике и последствия пандемии, конечно, негативно влияли на производство и планирование, говорит Снитко. Но в 2021-м к главным вызовам для отрасли добавились меры государственного регулирования цен и экспорта, а также повышение себестоимости производства во всех отраслях. «Регулирование цен на конечную продукцию было, пожалуй, наиболее болезненным для сектора, — считает она. — Экспортные пошлины также сильно критиковались участниками рынка, поскольку эти меры шли вразрез с политикой поддержки внешних продаж, которая активно проводится с 2018 года».

Государство начало политику «отвязывания» внутренних цен от растущих мировых еще в конце 2020 года, договорившись с производителями и ритейлерами о фиксации цен на сахар и подсолнечное масло. Другие продукты питания под эту меру пока не попали, хотя едва ли не все сектора в течение года были под этим «дамокловым мечом», несмотря на то, что и участники рынка, и экономисты не раз отмечали, что подобное сдерживание цен неэффективно и в долгосрочной перспективе чревато снижением предложения.

Тарасов считает, что в 2021 году наиболее заметной из новых инициатив правительства для АПК стало именно регулирование отдельных секторов для выравнивания ценовых условий на внешнем и внутреннем рынках и защиты потребителей от «импорта инфляции» на продовольственные товары. К этим мерам, кроме фиксации цен на сахар и масло, относятся меры по регулированию экспорта зерна (квота и плавающая пошлина), масличных и подсолнечного масла (повышение ставок пошлины и введение «демпфера»), по обеспечению доступности азотных удобрений (квотирование экспорта и фиксация цен) и снижению ограничений на импорт продукции животноводства (обнуление пошлин на ввоз 200 тыс. т говядины и 100 тыс. т свинины в 2022 году). «Все это предотвратило резкие ценовые колебания на внутреннем рынке, но создало “новый” регуляторный ландшафт для отрасли, — отмечает эксперт. — Важно, что эти меры носят временный характер на период ценовой турбулентности на мировом рынке».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Задать жару Задать жару

Хого – горячее блюдо, которое подают на праздники для большой компании

Вокруг света
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Сверх человек: бета-версия Сверх человек: бета-версия

Биохакеры пытаются редактировать гены при помощи собственных изобретений

Esquire
Пушки или масло Пушки или масло

Как технологии двойного назначения помогли послевоенной конверсии

Эксперт
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж» Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж»

Как развиваются связи РФ и КНР и чего ждать в будущем

РБК
Временно недоступен Временно недоступен

Как паузы от рабочих звонков и чатов помогают повысить продуктивность работы

Ведомости
Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки

Почему недосып — это не просто усталость

Правила жизни
Ксения Хаирова Ксения Хаирова

О Валентине Талызиной, актрисе поистине уникальной

Караван историй
«Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному»

Как еда вызывает эмоции

N+1
Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ

Вирусы дают надежду в лечении самых злокачественных видов рака

Наука
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Счастье для всех недаром Счастье для всех недаром

Писатель Шамиль Идиатуллин — о роли Аркадия Стругацкого в его жизни

Weekend
3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова 3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова

Сооснователь страховой компании — о том, куда не стоит распылять ресурсы

Inc.
Выживет ли грузинский прагматизм Выживет ли грузинский прагматизм

Как Тбилиси не остаться на обочине и сохранить взвешенную внешнюю политику

Монокль
Вместо дефолта — неукротимая инфляция Вместо дефолта — неукротимая инфляция

Мир продолжает жить в кредит, но менять никто ничего не планирует, да и не может

Монокль
«Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда «Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда

Как внутренние страхи и нехватка времени мешают развивать личный бренд

Inc.
Что у Intel инсайд? Что у Intel инсайд?

В надежде спасти Intel Трамп покупает пакет компании. Кажется, это жест отчаяния

Монокль
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
На чистую воду На чистую воду

Новинка итальянской верфи Columbus Yachts — моторная суперъяхта Acqua Chiara

Y Magazine
Искусство Искусство

Главные тренды и события мирового арт-рынка за 2025 год

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Корабль с игрушками Корабль с игрушками

Чем заняться в чартере? Вопрос на первый взгляд кажется риторическим

Y Magazine
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
Упрощать без последствий Упрощать без последствий

Как доказать налоговой, что дробления не было: примеры реальных судебных дел

Монокль
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
Сцена Сцена

Важнейшие события российской театральной сцены 2025

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Колледж учит жизни Колледж учит жизни

Куда идут работать после выпуска из учебного заведения выпускники колледжей

Ведомости
Открыть в приложении