Зачем агропроизводителям нужна своя розница

АгроинвесторБизнес

С поля на собственную полку

Зачем агропроизводителям нужна своя розница

Александр Левкин

Фирменные магазины при хлебозаводе или мясном производстве существовали еще в советское время. В 1990-х годах частные сельхозпредприятия стали развивать собственные розничные сети. Ранее казавшийся перспективным формат в наше время столкнулся с жесткой конкуренцией со стороны крупных федеральных ритейлеров: зачем потребителю идти в мясную лавку , когда все необходимые продукты он может купить в супермаркете рядом с домом? Однако фирменная розница по-прежнему существует , и агрокомпании продолжают открывать новые магазины.

Подробные исследования рынка фирменных магазинов производителей продукции АПК в России не проводились. Так, по данным информационно-аналитического агентства INFOLine, в 2021 году более половины оборота российского FMCG-ритейла приходилось на 100 торговых сетей, а примерно 14 % — на несетевую розницу. Однако фирменные розничные сети сельхозпроизводителей в структуре этого рынка никак не обозначены. Ранее гендиректор INFOLine Иван Федяков также указывал, что на начало 2021 года в России насчитывалось более 200 тыс. специализированных продуктовых магазинов (см. график). Среди них торговых точек, специализирующихся на продаже мясной продукции, было чуть более 30 тыс., реализацией другой продукции животноводства занимались примерно 12 тыс., а продукции растениеводства — около 24 тыс. Эти подсчеты включают как фирменные магазины типа «Мясницкий ряд», принадлежащие определенному производителю продуктов питания, так и специализированные магазины с условным названием «Мясной рай», где представлена продукция разных компаний.

Исследовательское агентство M. A. Research указывает более скромное количество специализированных и фирменных продуктовых магазинов — 53,7 тыс. точек (по состоянию на май 2020-го). Более 16,4 тыс. магазинов — торговые точки федеральных сетей, остальные принадлежат региональным и локальным операторам. Среди специализированных сетей преобладают небольшие, включающие 10–30 торговых точек малого формата (до 50 м2), однако встречаются и большие сети, насчитывающие более 500 магазинов (крупнейшие из них — «Бристоль» и «Красное и Белое», входящие в «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед»). Среди других крупных и средних по количеству торговых точек ритейлеров M. A. Research выделял «Агрокомплекс» (сейчас — «Агрокомплекс Выселковский»), «Мясницкий ряд», Великолукский мясокомбинат, «Мясновъ», «Ермолино / Ермолинские полуфабрикаты», «Равис», «Павловская курочка», «Рублевский», «33 курицы», «Ариант», Звениговский мясокомбинат, «Саянский бройлер» и прочие.

Партнер M. A. Research, руководитель направления «Ритейл» Анна Синявская уточняет, что в 2021 году агентство оценивало долю специализированной розницы в 12,8 % в общем объеме выручки сетевого продовольственного ритейла. В своей оценке аналитик опирается на данные компаний и агрегированные показатели Росстата. В 2022 году, по предварительной оценке M. A. Research, доля спецрозницы снизилась до 12,4–12,6 % за счет негативной рыночной конъюнктуры, включая логистику, повышение закупочных цен и падение потребительского спроса. Прогноз доли на 2023-й — максимум 13,5 %, если на рынке не произойдет дополнительных потрясений, отмечает эксперт. «Значительного роста ждать не стоит, но и падение выручки маловероятно. Реальные темпы прироста окажутся либо около нуля, либо отрицательными и будут зависеть от уровня инфляции», — считает Синявская.

Компания Geomatrix, также на основе информации Росстата, в декабре 2021 года составила свой рейтинг крупнейших продовольственных сетей России по количеству магазинов: 18-е место в списке досталось сети «Агрокомплекс», которая принадлежит «Агрокомплексу» им. Н. И. Ткачева. Тогда под этой вывеской работало 599 торговых точек. Для сравнения: «ВкусВилл» на тот момент насчитывал 1336 магазинов (11-е место), а «Лента» — 648 (17-е место).

Преимущества фирменной розницы

Сети фирменной розницы есть у многих крупных агрокомпаний и производителей продуктов питания. Чаще всего своей торговлей обзаводятся компании, специализирующиеся на выпуске мясной и молочной продукции. В своих магазинах присутствует максимальный ассортимент продукции собственного производства, комментирует директор розничной торговли «Агрокомплекса» им. Н. И. Ткачева Алексей Хохлов. Многие из позиций не представлены на полках сетевой розницы либо в других каналах сбыта. «А мы, например, в феврале также запустили ассортимент эксклюзивной линейки под названием “Фирменное”, который можно купить исключительно в магазинах розничной сети “Агрокомплекс Выселковский”», — подчеркивает он. Бренд включает молочные продукты с коротким сроком хранения, вареные и полукопченые колбасы, сардельки, пельмени и вареники, изготовленные по уникальным рецептам с добавлением фирменных ингредиентов. Сейчас у холдинга 590 торговых точек, все они расположены в южных регионах России. Закрытие старых и открытие новых магазинов зависит от факторов рентабельности, переформатирования, ремонта или переезда, добавляет Хохлов.

Основные преимущества собственной сети по сравнению с другими каналами сбыта — отсутствие промежуточных звеньев в логистической цепочке, возможность протестировать и получить оперативную обратную связь от потребителей перед запуском новых продуктов и внести изменения в текущий ассортимент, обращает внимание представитель «Агросилы» (Татарстан). Компания управляет 44 точками продаж, расположенными в Татарстане, Удмуртии, Башкирии, Кировской области. Основной ассортимент фирменных магазинов холдинга составляет продукция собственного изготовления: молочка (в том числе сыры), мясо бройлера, колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, сахар и мука.

Свои торговые точки помогают предприятиям быть максимально близко к покупателям, продавать продукцию напрямую с производства, без посредников, по максимально объективным ценам, отмечает коммерческий директор Истринской сыроварни Олега Сироты Глеб Никульшин. Компания уже управляет 148 магазинами: из них 140 находятся в Москве и Московской области, остальные — в Санкт-Петербурге. До конца 2023 года планируется открыть еще около 50 точек реализации в этих же регионах, а затем — в Великом Новгороде и Твери.

Своя торговля способствует повышению узнаваемости бренда и лояльности аудитории к нему, считает директор по продажам «ЭкоНива-Продукты Питания» (входит в ГК «ЭкоНива») Денис Ишмаев. Это также дает возможность ближе познакомиться с потребителями, напрямую получать обратную связь об ассортименте, вкусе и качестве продукции. Экономическую составляющую руководитель относит к дополнительным преимуществам и отмечает, что собственный канал сбыта способствует высокой оборачиваемости продукции, благодаря чему удается избегать списания просроченных продуктов, заниматься гибким ценообразованием и моментально реагировать на изменения рынка в конкретном регионе или городе. Фирменная сеть «ЭкоНивы» насчитывает 60 фирменных магазинов в 10 российских регионах: Москве, Воронежской, Калужской, Курской, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Рязанской, Тульской областях, а также в Татарстане. Шесть магазинов группы работают в формате «народный». Их отличительная черта — минимальная торговая наценка на основные молочные продукты, такие как творог, молоко, сметана, масло, кефир.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Заготовка кормов как бизнес Заготовка кормов как бизнес

Спрос на сено искусственной сушки ежегодно растет на 6–10% в год

Агроинвестор
Медицинский каннабис помог справиться с болью при онкологии Медицинский каннабис помог справиться с болью при онкологии

Как препараты медицинского каннабиса облегчают симптомы онкологии

N+1
Мировой экономике становится все хуже Мировой экономике становится все хуже

Почему мировая экономика продолжает замедляться

Монокль
Целлюлозные губки с наночастицами очистили воду от свинца Целлюлозные губки с наночастицами очистили воду от свинца

Материаловеды разработали фильтры для воды на основе целлюлозных губок

N+1
Наша история Наша история

Рубрика «Моя история» заменяется на «Нашу историю» — будем писать её вместе

Дилетант
Нейросеть на вашем ПК: как установить и пользоваться Stable Diffusion Нейросеть на вашем ПК: как установить и пользоваться Stable Diffusion

Нейросети могут «жить» не только в интернете, но и на вашем компьютере

CHIP
Романтические маршруты Романтические маршруты

Топ-5 мест для путешествия с любимым

Лиза
Вы в порядке: как «дорастить» и исцелить внутреннего подростка Вы в порядке: как «дорастить» и исцелить внутреннего подростка

Упражнения, которые помогут понять и поддержать внутреннего подростка

Psychologies
Стилист раскрывает карты: 3 простейших приема, которые заставят тебя выглядеть, как фэшн-блогер Стилист раскрывает карты: 3 простейших приема, которые заставят тебя выглядеть, как фэшн-блогер

Самые простые и действенные приемы фэшн-блогеров

VOICE
10 тем, которые нужно обсудить в начале отношений 10 тем, которые нужно обсудить в начале отношений

Что такое «карта отношений» и как она помогает свести конфликты к минимуму?

Psychologies
Не волнуйся, а то состаришься! Не волнуйся, а то состаришься!

Психические нарушения способны изнашивать организм не хуже физических

Здоровье
Сырная история Сырная история

Как люди научились варить сыры

Вокруг света
Харрисон Форд побеждает нацистов: каким получилось прощание с «Индианой Джонсом» Харрисон Форд побеждает нацистов: каким получилось прощание с «Индианой Джонсом»

«Индиана Джонс и Колесо судьбы» — идеальное прощание с любимым героем

Forbes
«Красные метки — возможность переговоров»: как Ставрос Ниархос собирал свою коллекцию «Красные метки — возможность переговоров»: как Ставрос Ниархос собирал свою коллекцию

Отрывок из книги «Великие коллекционеры нашего времени. Франция и США»

Forbes
Вернуть себе силы Вернуть себе силы

О чем нам стоит знать, чтобы справиться с проживанием печали и страданий?

Psychologies
Ресторан Центрального дома литераторов: история, легенды, гастрономия Ресторан Центрального дома литераторов: история, легенды, гастрономия

Ресторан ЦДЛ на Поварской — место уникальное

СНОБ
Зеленая мечта идиота Зеленая мечта идиота

Если вы мечтали владеть старой отечественной машиной – вам сюда

Автопилот
Не проморгай эволюцию: рыба-амфибия рассказала, зачем далекие предки людей научились двигать веками Не проморгай эволюцию: рыба-амфибия рассказала, зачем далекие предки людей научились двигать веками

Илистые прыгуны — уникальные существа на нашей планете

Вокруг света
Стыд, недоверие и новая травма: почему сложно доказывать сексуализированное насилие Стыд, недоверие и новая травма: почему сложно доказывать сексуализированное насилие

Совершение преступления жертва сексуализированного насилия еще должна доказать

Forbes
Жирафы взвесили шансы и выбрали нужный контейнер Жирафы взвесили шансы и выбрали нужный контейнер

Маленький мозг не мешает жирафам мыслить статистически

N+1
Виталий Терлецкий Виталий Терлецкий

Виталий Терлецкий — талантливый комиксист, один из тех, кто развивает индустрию

Правила жизни
Залог здоровой жизни! Узнайте четыре привычки большинства долгожителей Залог здоровой жизни! Узнайте четыре привычки большинства долгожителей

Что нужно учесть, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь?

ТехИнсайдер
Розацеа: как справиться с заболеванием и вернуть красоту Розацеа: как справиться с заболеванием и вернуть красоту

Имеются ли способы эффективной борьбы с розацеа?

Psychologies
«5 уроков, которые я извлекла из психотерапии»: личный опыт «5 уроков, которые я извлекла из психотерапии»: личный опыт

Даже те, кто идет в психологи, не сразу могут оценить пользу психотерапии

Psychologies
Почему футболисты получают так много денег? Почему футболисты получают так много денег?

Почему футболисты так много зарабатывают? Объяснение от банка Великобритании

Maxim
Как перестать бороться с сорняками и превратить врага в союзника Как перестать бороться с сорняками и превратить врага в союзника

Ещё вчера трава была вашим врагом, а сегодня это ваш друг и лучший помощник!

Наука и жизнь
Не объедки, а остатки Не объедки, а остатки

Почему многих из нас пугает мысль об использовании б/у узлов и деталей машин?

Автопилот
Пока смерть не разлучит: сказочная история любви Дианы Гурцкая и Петра Кучеренко Пока смерть не разлучит: сказочная история любви Дианы Гурцкая и Петра Кучеренко

Вспоминаем, какой была история любви Дианы Гурцкой и Петра Кучеренко

VOICE
Не жена, а «мамочка» Не жена, а «мамочка»

Некоторые женщины не замечают, что воспитывают своего мужа

Лиза
Лариса Голубкина: «Смешно слушать некоторые рассказы об Андрее Миронове» Лариса Голубкина: «Смешно слушать некоторые рассказы об Андрее Миронове»

Лариса Голубкина не утратила способности смеяться над собой

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении