Ресторан Центрального дома литераторов: история, легенды, гастрономия
Ресторан ЦДЛ на Поварской — место уникальное. Здесь можно отобедать в спокойной обстановке исторических интерьеров, но всего пару десятилетий назад сюда пускали только писателей, а в начале века в особняк приглашали исключительно высший свет. Рассказываем, зачем стоит идти в ЦДЛ
Ресторан располагается в доме, построенном в 1889 году по заказу князя Бориса Николаевича Святополк-Четвертинского, чье генеалогическое древо уходит корнями к Рюриковичам. Проектом занимался известный и талантливый архитектор Петр Бойцов. Для фамильного особняка заказчика он выбрал сочетание французского ренессанса и барокко. Получился миниатюрный замок, чей внешний вид будто определил дальнейшую аристократическую судьбу этого места.
Вторыми хозяевами дома стали граф и графиня Олсуфьевы. Алексей Васильевич имел звание генерала и был филологом, жена его Александра Андреевна занимала высокие посты при дворе. Вместе с детьми они прожили здесь до момента вынужденной эмиграции в 1917 году. Графиня создала из семейного гнезда настоящий светский салон. Днем за чашкой чая здесь можно было встретить, например, близкого друга семьи Афанасия Фета, а по вечерам на званые ужины и балы приходили сливки высшего общества: как-то заезжал сам император Александр III (и будто бы даже сломал ногу, оступившись на лестнице). А члены масонской ложи, в которой состоял и сам граф, собирались здесь на тайные встречи. Говорят, что дубовая лестница, построенная без единого гвоздя, охраняла эти собрания: только знающий человек мог подняться по ступеням бесшумно, чужак обязательно выдавал себя скрипом.
Когда семья Олсуфьевых уехала из дома, государство распределило комнаты между малоимущими гражданами, превратив роскошный особняк в обычную коммуналку. Спасение пришло в 1932 году: здание передали Дому писателей. Центральным домом литераторов место стало в 1934 году, после первого съезда Союза писателей СССР. Так начался творческий, по-писательски хулиганский и при этом закрытый период особняка на Поварской — попасть сюда могли только члены Союза писателей. Комнаты превратились в кабинеты начальников, а парадная гостиная — в ресторан. Писательница Раиса Орлова вспоминала: «Дубовый зал бывшего дома графов Олсуфьевых служил московским литераторам попеременно то рестораном, то залом заседаний — выносили столики, вносили много стульев и скамей».