Фреш из огурцов и томатов
Спрос на овощи закрытого грунта возвращается
Тепличный сектор России по итогам этого года произведет более 1,5 млн т овощей. Ситуация на рынке в 2021-м была немного лучше, чем в периоды прошлогодних коронавирусных ограничений, считают эксперты и производители. Однако быстро растущая себестоимость ставит под угрозу дальнейшее развитие проектов производства в закрытом грунте и не дает достичь желаемой рентабельности.
В 2021 году производство томатов во всех видах товарных хозяйств составит не менее 630– 650 тыс. т, огурцов — 860 тыс. т, прогнозирует гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. «Прирост меньший (около 10%), чем в прошлом году и в 2019-м, когда сектор продемонстрировал прибавку в 12% и 17% соответственно, — констатирует она. — Но рынок вышел на стадию внутреннего насыщения, а так, если бы не ограничения в виде платежеспособного потребительского спроса, можно было бы наращивать объемы и дальше». Салатной продукции и нишевых овощей (перец сладкий, баклажаны, цуккини, редис) в этом году будет выращено около 50 тыс. т, что является весьма неплохим показателем и большим, чем в предыдущие годы, оценивает эксперт.
Есть куда расти
Производство огурцов и помидоров в весенних и зимних теплицах сельскохозяйственных организаций достигнет 1,51 млн т, 56% из них придется на огурцы, 44% — на помидоры, делится оценкой специалист отдела рыночной информации Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Варвара Сердюкова. Рост объемов сборов наблюдается по обеим категориям продукции, однако по огурцу он менее выражен ввиду насыщения рынка и составляет лишь 3,5%. Урожай помидоров тем временем увеличится на 15,7%. Прибавка, по словам эксперта, произошла как за счет строительства новых теплиц и ввода в эксплуатацию очередей уже действующих тепличных комплексов, так и за счет модернизации функционирующих предприятий. По прогнозу ИКАР, по итогам текущего года площадь теплиц расширится не менее чем на 280 га.
Производство овощей растет, подтверждает директор Плодоовощного союза Михаил Глушков. Причем если объемы выращиваемых огурцов за девять месяцев текущего года выросли на 2%, то томатов — уже на 20%, что говорит не только о больших площадях, вводимых в строй компаниями, но и в целом о переориентации производителей на данный вид овощей. Это связано с лучшей ценовой конъюнктурой томата: цена пока сильно зависит от импортных поставок, а значит, места на рынке еще достаточно, поясняет эксперт.
В 2021 году на динамику производства тепличных овощей влияло множество факторов, рассказывает Решетникова. Если сравнивать с предыдущим годом, когда из-за резкого снижения потока покупателей овощи производителям приходилось отдавать бесплатно в качестве социальной помощи или даже утилизировать, ситуация улучшилась. «Люди, кажется, адаптировались к ситуации с коронавирусом и вернулись к обычным покупкам в магазинах, к тому же не было длительных нерабочих периодов», — комментирует эксперт. В прошлом году бухгалтерская отчетность многих тепличных комплексов, возможно даже у половины, явно демонстрировала убытки, уверяет она. 2021 год показал, что эффективные игроки смогли вернуться в рамки рентабельности.
В 2020-м спрос на помидоры и огурцы в связи с самоизоляцией граждан во время пандемии упал на 30%, но в текущем году он восстановился, соглашается Глушков. Цены же на продукцию хотя и выше, чем годом ранее (тогда стоимость огурцов упала на 7%, а томатов — на 4%), они практически не выросли или же увеличились на 2–3% к 2019 году, оставаясь в пределах инфляции. «В прошлом году тепличный сектор демонстрировал падение рентабельности фактически в два раза; надеюсь, что по итогам года ситуация выровняется. При этом рост операционных затрат в 2021 году очевиден», — считает эксперт.
Активность инвесторов
Увеличение площадей в уходящем году преимущественно происходило не за счет появления на рынке новых игроков, а благодаря укреплению позиций уже действующих, рассказывает Сердюкова. Основной вклад внесли такие крупные компании как «Рост» и «Эко-культура», достраивавшие очереди действующих тепличных комплексов преимущественно в центральных регионах страны. Из начавших функционировать в 2021 году заметных предприятий эксперт выделяет ТК «Нижегородский» (17,3 га), возведенный ГК «Рост», и ТК «Пермский» (24,5 га) от ГК «Ренова». Новые тепличные комплексы в этом году были запущены также в Новгородской и Тамбовской областях, добавляет Глушков. Однако теперь темпы ввода теплиц значительно ниже, чем в 2015–2018 годах, когда действовал целый комплекс мер поддержки от государства.
На рынке также происходит большое количество сделок слияния и поглощения. Крупные игроки расширяются, устаревшие предприятия банкротятся, уходят с рынка, продолжает руководитель Плодоовощного союза. Самыми активными в плане расширения тепличных мощностей можно действительно назвать «Эко-культуру» и ГК «Рост», соглашается Решетникова. Причем последняя провела немало сделок M&A. Так, в ноябре группа приобрела челябинский агрокомплекс «Чурилово». И хотя сумму сделки стороны не раскрывают, по собственным данным компании, она стала крупнейшей M&A в теплицах. Ранее эксперты оценивали актив не менее чем в 9 млрд руб.
«Чурилово» — крупнейший уральский агрокомплекс, который состоит из трех комбинатов общей мощностью 73,5 тыс. т овощей и зелени в год и общей площадью 62,5 га. С приобретением предприятия суммарная площадь «Роста» достигнет 434 га (с учетом инвестиционных проектов — 500 га), что позволит компании укрепить позиции и выйти в новый для себя регион, продолжая стратегию экспансии, в том числе через сделки по консолидации конкурирующих предприятий. «Присутствие на Урале важно для нас: это крупный и развивающийся регион, в котором мы видим значительный потенциал для развития и роста потребления качественных овощей. Сделка позволит обеспечить нашу стратегию максимальной близости свежих овощей к потребителю и осуществлять поставки на Урал, в центральные и сибирские регионы», — прокомментировал гендиректор ГК «Рост» Сергей Рукин.
Интересные проекты запускали в этом году не только крупнейшие игроки рынка. «Определенной победой можно назвать появление небольших региональных проектов, закрывающих потребности рынков, до которых логистически трудно доехать овощам из Центральной России, — акцентирует внимание Решетникова. — Так, 1,6 га всесезонных теплиц со светокультурой в Магадане (АПК «Талая»), где выращивают не только томаты и огурцы, но и клубнику, а также находящийся на низком старте комплекс «Агроинвест», по сути, закрывают потребности Колымы во фреш-продукции». В Сибири продолжает развиваться бизнес ГК «Горкунов»: запущен комбинат «Обской», а другая теплица под Новосибирском переводится под розарий. Есть там и прочие значимые проекты, готовые к реализации, в частности, ТК «Саянский» в Иркутской области, где планируется возвести производство мощностью 10 тыс. т продукции в год. А, например, на Южном Сахалине совхоз «Тепличный» полностью заменил все старые теплицы на современные. Теперь это лучшее производство на Дальнем Востоке мощностью 9–10 тыс. т с широким ассортиментом, планируется введение в строй еще 2 га новых теплиц, знает эксперт. Причем комбинат снабжает не только свой родной регион, но и Хабаровский край, Приморье, Амурскую область.