«Я верю в молочку»
Сооснователь и генеральный директор холдинга «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу, потреблении молочных продуктов и планах по развитию компании
В середине 2000-x годов Чебурашкины — братья Станислав и Владислав, а также их отец Георгий, — зарабатывавшие на бизнесе по переработке отходов горнометаллургической промышленности в родном Норильске, решили диверсифицировать риски и вложить средства в какую-то другую отрасль. Тема «Обеспечение продовольственной безопасности страны» в то время была на волне, и семье показалось интересным попробовать производить продукты питания, ведь они всегда пользуются спросом, вне зависимости от состояния экономики. Решение купить подмосковные заброшенные молфермы Владислав сейчас называет «неразумным» и «необоснованным», но о своем деле говорит с большим энтузиазмом и любовью, а за высокое качество продукции отвечает своей фамилией. Компания включает три современные фермы на более чем 4 тыс. голов в Дмитровском и Сергиево-Посадском округах Московской области, сеть вендинговых автоматов, а также современный завод по переработке сырого молока мощностью до 100 т в сутки.
В 2002 году вы только вернулись с дипломом MBA из Бостонского колледжа, перед вами были открыты все дороги, но семья решила «бросить» вас на восстановление подмосковного совхоза. Почему все-таки выбор пал на это направление?
Наша семья из Норильска, где я родился, учился, работал и где мы до сих пор занимаемся переработкой горнометаллургических отходов, на подрядах. В начале 2000-х мы решили диверсифицировать наше дело. Сейчас, оценивая то решение спустя годы, я понимаю, что желание пойти в сельское хозяйство, особенно в молочку, было не очень разумным и, на мой взгляд, необоснованным. Да, с одной стороны, молочная продукция — категория номер один в корзине потребителя, если сравнивать со всеми остальными продовольственными товарами. К тому же мы любим молоко, считаем, что это классный продукт, и сегмент большой… Но есть и другая сторона — молочное животноводство считается одним из самых тяжелых секторов сельского хозяйства: здесь много рисков, нужны большие вложения, сроки окупаемости долгие, а маржинальность маленькая. Недаром эта отрасль серьезно субсидируется во всех развитых странах. Тогда, в 2005 году, мы этого не понимали, думали — вложимся в производство продуктов питания в Москве и Московской области, где живет 30–40 млн человек, и все будет отлично. К тому же тогда уже широко муссировалась тема продовольственной безопасности, и мы со своими инвестициями и планами в нее очень хорошо вписывались. Вот и пошли в этот сегмент, не понимая все его сложности.
И как все начиналось?
Приобрели два заброшенных фермерских хозяйства — в Дмитровском и Сергиево-Посадском районах на севере Московской области, по 3500 га каждое. Это были старые совхозы, один не работал вовсе, в другом было немного коров, но проваливались крыши коровников и молоко было нетоварным. Одно из предприятий мы модернизировали, расширили, а на базе второго построили новый комплекс. Оба хозяйства вышли на полную мощность производства уже в 2008 году. Сейчас общее стадо насчитывает 4,3 тыс. голов КРС и 1,9 тыс. дойных коров. Обе фермы имеют статус племрепродуктора, то есть мы выращиваем и продаем племенных породистых животных. В день производим около 40 т молока.
Для вас это был совершенно новый опыт, прибегали ли к чьей-то помощи на начальном этапе?
Мы сразу решили, что на новых фермах будет беспривязное содержание скота. В начале 2000-х в России это все-таки было малоосвоенное направление, местного опыта не хватало. Поэтому мы привлекали иностранцев — ветеринаров и зоотехников из Восточной Германии. Они приезжали к нам регулярно, помогали и выбирать животных за границей (нетелей мы завозили из Нидерландов и Венгрии), и вникать во все производство уже на месте, в Подмосковье. Мне, как управляющему, эта помощь была очень важна. Ведь в начале пути я даже не понимал, как идут дела и как работают люди — хорошо или плохо. А когда опытный человек дает тебе качественную обратную связь, многое становится ясно. Правда, в Германии не так холодно, как на севере Московской области, поэтому рисков, даже с учетом помощи наших иностранных коллег, было достаточно.
Но вы их все преодолели…
Да, со всеми сложностями справились. Нам очень повезло с людьми, хороший коллектив — это крайне значимый фактор. Сейчас могу сказать, что особых проблем, пожалуй, и не было. Хотя нас пугали, говорили, что потеряем животных, фермы не выживут… Впрочем, это история, достойная отдельного описания. Мы же всему научились и стали производить классное молоко высшего сорта.
Но вскоре проявилась другая проблема: в 2010 году закупочная цена на сырое молоко упала сразу процентов на сорок, это очень опасное снижение для бизнеса. Тогда цену на молоко диктовали переработчики, и мы четко осознали, что не сможем дальше двигать этот проект только на сырье. Да, за качество дадут грамоты и выпишут благодарности, но стоимость вот так упадет — и ты уже в убытках.
Переработка в чистом поле
Поэтому вы решили построить собственный молочный завод?
Да. С 2010-го и вплоть до 2015 года нам все — будь то чиновник или просто практически человек «с улицы» — говорили: «У тебя молоко, ты его переработай и продай — и все будет хорошо». Но на самом деле каждый должен заниматься своим делом, и рисков в такой интеграции очень много.
Как бы там ни было, мы решили перерабатывать наше сырое молоко, производить и продавать молоко питьевое. В Дмитровском районе были заброшенные предприятия, и первоначальный план был отремонтировать одно из них. Но оказалось, что даже после ремонта здание не сможет соответствовать европейским стандартам чистоты для пищевой промышленности, и мы приняли решение возвести завод с нуля, в чистом поле, в непосредственной близости от наших ферм. Строительство заняло два года. В 2014-м мы запустили завод, рассчитанный на 100 т сырья в сутки. Первоначальные инвестиции в это производство составили около 450 млн руб.
Как расширился ассортимент за это время?
Ассортимент очень важен. Сейчас мы производим 44 вида молочной продукции, а начинали примерно с 15. Российский рынок очень традиционен, около 70 % всех продаж в стоимостном выражении занимают пять молочных продуктов — молоко, кефир, сметана, творог и масло. Это основа и нашего ассортимента. Раньше мы смотрели на вектор, по которому идут Европа и Северная Америка. Была теория, что эти страны опережают нас на несколько лет в плане предпочтений в потреблении молочки премиального сегмента, поэтому мы изучали, какая продукция там пользуется спросом, пытались копировать ее и выводить на наш рынок. Оказалось, что по большому счету это не работает, хотя что-то иногда и может «выстрелить».
Помимо основы нашей продуктовой линейки, у нас есть подвижный ассортимент. Мы постоянно вводим новые продукты и выводим не пользующиеся спросом. Есть нишевые позиции, которые могут вам нравиться, но вы их не будете есть каждый день. Например, ряженка. В российской культуре ее не принято потреблять ежедневно, разве что где-то локально, хотя она очень вкусная.
Я был на заводах в Германии, которые делают два вида продуктов: молоко и сливочное масло разной жирности под разными брендами. Такое предприятие будет работать с минимумом людей. Чем у́же ассортимент, тем больше промышленные партии, тем реже вам нужно останавливать производство, промывать оборудование, менять упаковку, тем меньше будет на складах запасов упаковки, заквасок, варенья и других компонентов. И чем меньше разных продуктов вы делаете, тем дешевле получается каждый из них. Тем не менее широкий ассортимент важен, мы его постоянно меняем и пытаемся сделать так, чтобы он лучше соответствовал предпочтениям потребителя. В 2024 году, например, мы ввели порядка восьми новых позиций, часть затем выведем, часть — оставим. Это постоянная работа.
И каковы объемы вашего производства?
Мы выпускаем около 30 тыс. единиц продукции в день и порядка 900 тыс. в месяц. Это небольшой объем в сравнении с гигантами федеральными производителями молочки, и он меньше проектной мощности, так как у нас очень широкий ассортимент.