Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

АгроинвесторБизнес

«Я верю в молочку»

Сооснователь и генеральный директор холдинга «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу, потреблении молочных продуктов и планах по развитию компании

Инна Ганенко, Елена Долбунова

«Братья Чебурашкины. Семейная ферма»

В середине 2000-x годов Чебурашкины — братья Станислав и Владислав, а также их отец Георгий, — зарабатывавшие на бизнесе по переработке отходов горнометаллургической промышленности в родном Норильске, решили диверсифицировать риски и вложить средства в какую-то другую отрасль. Тема «Обеспечение продовольственной безопасности страны» в то время была на волне, и семье показалось интересным попробовать производить продукты питания, ведь они всегда пользуются спросом, вне зависимости от состояния экономики. Решение купить подмосковные заброшенные молфермы Владислав сейчас называет «неразумным» и «необоснованным», но о своем деле говорит с большим энтузиазмом и любовью, а за высокое качество продукции отвечает своей фамилией. Компания включает три современные фермы на более чем 4 тыс. голов в Дмитровском и Сергиево-Посадском округах Московской области, сеть вендинговых автоматов, а также современный завод по переработке сырого молока мощностью до 100 т в сутки.

В 2002 году вы только вернулись с дипломом MBA из Бостонского колледжа, перед вами были открыты все дороги, но семья решила «бросить» вас на восстановление подмосковного совхоза. Почему все-таки выбор пал на это направление?

Наша семья из Норильска, где я родился, учился, работал и где мы до сих пор занимаемся переработкой горнометаллургических отходов, на подрядах. В начале 2000-х мы решили диверсифицировать наше дело. Сейчас, оценивая то решение спустя годы, я понимаю, что желание пойти в сельское хозяйство, особенно в молочку, было не очень разумным и, на мой взгляд, необоснованным. Да, с одной стороны, молочная продукция — категория номер один в корзине потребителя, если сравнивать со всеми остальными продовольственными товарами. К тому же мы любим молоко, считаем, что это классный продукт, и сегмент большой… Но есть и другая сторона — молочное животноводство считается одним из самых тяжелых секторов сельского хозяйства: здесь много рисков, нужны большие вложения, сроки окупаемости долгие, а маржинальность маленькая. Недаром эта отрасль серьезно субсидируется во всех развитых странах. Тогда, в 2005 году, мы этого не понимали, думали — вложимся в производство продуктов питания в Москве и Московской области, где живет 30–40 млн человек, и все будет отлично. К тому же тогда уже широко муссировалась тема продовольственной безопасности, и мы со своими инвестициями и планами в нее очень хорошо вписывались. Вот и пошли в этот сегмент, не понимая все его сложности.

И как все начиналось?

Приобрели два заброшенных фермерских хозяйства — в Дмитровском и Сергиево-Посадском районах на севере Московской области, по 3500 га каждое. Это были старые совхозы, один не работал вовсе, в другом было немного коров, но проваливались крыши коровников и молоко было нетоварным. Одно из предприятий мы модернизировали, расширили, а на базе второго построили новый комплекс. Оба хозяйства вышли на полную мощность производства уже в 2008 году. Сейчас общее стадо насчитывает 4,3 тыс. голов КРС и 1,9 тыс. дойных коров. Обе фермы имеют статус племрепродуктора, то есть мы выращиваем и продаем племенных породистых животных. В день производим около 40 т молока.

Для вас это был совершенно новый опыт, прибегали ли к чьей-то помощи на начальном этапе?

Мы сразу решили, что на новых фермах будет беспривязное содержание скота. В начале 2000-х в России это все-таки было малоосвоенное направление, местного опыта не хватало. Поэтому мы привлекали иностранцев — ветеринаров и зоотехников из Восточной Германии. Они приезжали к нам регулярно, помогали и выбирать животных за границей (нетелей мы завозили из Нидерландов и Венгрии), и вникать во все производство уже на месте, в Подмосковье. Мне, как управляющему, эта помощь была очень важна. Ведь в начале пути я даже не понимал, как идут дела и как работают люди — хорошо или плохо. А когда опытный человек дает тебе качественную обратную связь, многое становится ясно. Правда, в Германии не так холодно, как на севере Московской области, поэтому рисков, даже с учетом помощи наших иностранных коллег, было достаточно.

Но вы их все преодолели…

Да, со всеми сложностями справились. Нам очень повезло с людьми, хороший коллектив — это крайне значимый фактор. Сейчас могу сказать, что особых проблем, пожалуй, и не было. Хотя нас пугали, говорили, что потеряем животных, фермы не выживут… Впрочем, это история, достойная отдельного описания. Мы же всему научились и стали производить классное молоко высшего сорта.

Но вскоре проявилась другая проблема: в 2010 году закупочная цена на сырое молоко упала сразу процентов на сорок, это очень опасное снижение для бизнеса. Тогда цену на молоко диктовали переработчики, и мы четко осознали, что не сможем дальше двигать этот проект только на сырье. Да, за качество дадут грамоты и выпишут благодарности, но стоимость вот так упадет — и ты уже в убытках.

Переработка в чистом поле

Поэтому вы решили построить собственный молочный завод?

Да. С 2010-го и вплоть до 2015 года нам все — будь то чиновник или просто практически человек «с улицы» — говорили: «У тебя молоко, ты его переработай и продай — и все будет хорошо». Но на самом деле каждый должен заниматься своим делом, и рисков в такой интеграции очень много.

Как бы там ни было, мы решили перерабатывать наше сырое молоко, производить и продавать молоко питьевое. В Дмитровском районе были заброшенные предприятия, и первоначальный план был отремонтировать одно из них. Но оказалось, что даже после ремонта здание не сможет соответствовать европейским стандартам чистоты для пищевой промышленности, и мы приняли решение возвести завод с нуля, в чистом поле, в непосредственной близости от наших ферм. Строительство заняло два года. В 2014-м мы запустили завод, рассчитанный на 100 т сырья в сутки. Первоначальные инвестиции в это производство составили около 450 млн руб.

Как расширился ассортимент за это время?

Ассортимент очень важен. Сейчас мы производим 44 вида молочной продукции, а начинали примерно с 15. Российский рынок очень традиционен, около 70 % всех продаж в стоимостном выражении занимают пять молочных продуктов — молоко, кефир, сметана, творог и масло. Это основа и нашего ассортимента. Раньше мы смотрели на вектор, по которому идут Европа и Северная Америка. Была теория, что эти страны опережают нас на несколько лет в плане предпочтений в потреблении молочки премиального сегмента, поэтому мы изучали, какая продукция там пользуется спросом, пытались копировать ее и выводить на наш рынок. Оказалось, что по большому счету это не работает, хотя что-то иногда и может «выстрелить».

Помимо основы нашей продуктовой линейки, у нас есть подвижный ассортимент. Мы постоянно вводим новые продукты и выводим не пользующиеся спросом. Есть нишевые позиции, которые могут вам нравиться, но вы их не будете есть каждый день. Например, ряженка. В российской культуре ее не принято потреблять ежедневно, разве что где-то локально, хотя она очень вкусная.

Я был на заводах в Германии, которые делают два вида продуктов: молоко и сливочное масло разной жирности под разными брендами. Такое предприятие будет работать с минимумом людей. Чем у́же ассортимент, тем больше промышленные партии, тем реже вам нужно останавливать производство, промывать оборудование, менять упаковку, тем меньше будет на складах запасов упаковки, заквасок, варенья и других компонентов. И чем меньше разных продуктов вы делаете, тем дешевле получается каждый из них. Тем не менее широкий ассортимент важен, мы его постоянно меняем и пытаемся сделать так, чтобы он лучше соответствовал предпочтениям потребителя. В 2024 году, например, мы ввели порядка восьми новых позиций, часть затем выведем, часть — оставим. Это постоянная работа.

И каковы объемы вашего производства?

Мы выпускаем около 30 тыс. единиц продукции в день и порядка 900 тыс. в месяц. Это небольшой объем в сравнении с гигантами федеральными производителями молочки, и он меньше проектной мощности, так как у нас очень широкий ассортимент.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Урожай «горит», вымерзает и тонет Урожай «горит», вымерзает и тонет

Погодные риски оказывают все большее влияние на урожай агрокультур

Агроинвестор
Черный доктор Черный доктор

Как разоблачить обманщика в белом халате?

Лиза
Глобальные тренды, локальные решения Глобальные тренды, локальные решения

Как ESG-повестка меняет компании российского ретейла

РБК
Как Наталья Кремнева потеряла слух и зрение и создала журнал для слепоглухих людей Как Наталья Кремнева потеряла слух и зрение и создала журнал для слепоглухих людей

Как Наталья Кремнева, несмотря на инвалидность, запустила свое медиа

Forbes
Будущее видно в «Монокль» Будущее видно в «Монокль»

Время подводить итоги и делать прогнозы на будущее

Монокль
Вредные советы Вредные советы

Какие ошибки способны превратить романтический вечер в кошмар?

Лиза
Защита двойного назначения Защита двойного назначения

Щит для стабилизации космических аппаратов

Санкт-Петербургский университет
Татьяна Ходот Татьяна Ходот

Преподавательница геометрии Татьяна Ходот всю блокаду провела в Ленинграде

Собака.ru
Гингивит: десна болит Гингивит: десна болит

Что делать, если десны воспалились?

Лиза
Обзор «Нива Трэвел»: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор «Нива Трэвел»: плюсы и минусы, комплектации, фото

Культовый российский внедорожник в представлении не нуждается

РБК
Стратегия успеха Стратегия успеха

Эффективные способы побороть застенчивость и стать увереннее в себе

Лиза
В будущее — на лодке из полиэтилена В будущее — на лодке из полиэтилена

Мне кажется, что будущее судостроения — это осознанное отношение к экологии

Y Magazine
Без единого шурупа Без единого шурупа

Механики СПбГУ на первой космической стройке

Санкт-Петербургский университет
На работу в худи: как настроить работу с зумерами в компании На работу в худи: как настроить работу с зумерами в компании

Как правильно организовать работу с молодыми специалистами

Forbes
Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей

Парфюмер Оливье Кресп — насколько сложно развивать свою парфюмерную марку?

Forbes
После праздника После праздника

Как избавиться от последствий праздника?

Лиза
Что получится, если скрестить автомобиль с коптером: концепт первой отечественной летающей машины Что получится, если скрестить автомобиль с коптером: концепт первой отечественной летающей машины

Футуристические идеи о летающем транспорте могут обрести материальную форму

ТехИнсайдер
Андрей Житинкин: «Актер хуже слона! Он запоминает обиду на всю жизнь» Андрей Житинкин: «Актер хуже слона! Он запоминает обиду на всю жизнь»

Десять острых вопросов режиссеру Андрею Житинкину

Коллекция. Караван историй
Алиса, привет! Алиса, привет!

Бесплатные сервисы с использованием нейросетей на все случаи жизни

Лиза
Звуковое сопровождение Звуковое сопровождение

«Голос моря», стоячие волны, поющие пески, шепчущие стены и эхо

Вокруг света
«Работа с умными детьми мотивирует меня заниматься наукой» «Работа с умными детьми мотивирует меня заниматься наукой»

Астроном Борис Эскин уже 20 лет готовит школьников к олимпиадам мирового уровня

Санкт-Петербургский университет
Британская жемчужина Британская жемчужина

О яхте Pearl 82 без пафосных слов

Y Magazine
Под покровительством Ньёрда Под покровительством Ньёрда

Какой Njörd 30 Cabin во время теста? Об этом бренде пока знают немногие

Y Magazine
Тайна единорога Тайна единорога

«Дама с единорогом»: почему чувств пять, а гобеленов, посвященных им, – шесть?

Вокруг света
Другой мир: 7 фактов о загадочной Гренландии, крупнейшем острове в мире Другой мир: 7 фактов о загадочной Гренландии, крупнейшем острове в мире

Чем людей привлекает остров, более чем на 80% покрытый льдами?

ТехИнсайдер
Эволюция агрохолдингов Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

Агроинвестор
Как снег на голову Как снег на голову

Правила зимнего ухода за волосами

Лиза
За гранью человеческого За гранью человеческого

Как воспринимают мир существа, наделенные нечеловеческими чувствами?

Вокруг света
Я прививки не боюсь Я прививки не боюсь

Как уберечь от инфекции домашнего любимца

Лиза
Big Wine Freaks Big Wine Freaks

Как основатели Big Wine Freaks создали эносистему с крафтовым бизнес-подходом

Собака.ru
Открыть в приложении