Адаптация к потеплению: что не так с современной климатической повесткой
Есть классическое правило поведения в случае разгерметизации салона самолета: «Сначала маску на себя, потом на ребенка». Некому будет обеспечить безопасность будущего, если сначала не позаботиться о безопасности настоящего. Удивительно, но в процессе чтения очень нынче модных и хорошо профинансированных стратегий отклика на глобальное потепление регулярно вспоминается это нехитрое тактическое правило, считает директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант.
Климатическая повестка у всех на слуху, отвечающие ей стартапы практически по всему миру легче других привлекают финансирование и, что часто важнее, оказываются привлекательнее для самых талантливых инженеров и программистов, чем интернет-компании — кумиры прошлого десятилетия. По оценкам PwC, в 2022 году больше четверти всех мировых венчурных денег ушло на создание и развитие технологий, входящих в группу, называемую Climate Tech. И конечно же, не только стартапы выигрывают от привязки к климатической повестке: еще в 2019–2020 годах «климатическое финансирование» измерялось сотнями миллиардов долларов, его источниками послужили примерно поровну разнообразные окологосударственные структуры и частный бизнес, а среди выгодоприобретателей кого только не было.
Акцент на энергетике
На первый взгляд ничего удивительного в таком положении вещей нет. ООН признает происходящие изменения климата важнейшей проблемой человечества: под угрозой находится производство продовольствия, места обитания сотен миллионов людей и сами человеческие жизни. Эта точка зрения поддерживается большинством ученых, а не только политиков.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что источником всех бед представляются парниковые газы, которые вырабатывает человечество в процессе сжигания ископаемого топлива. Топливо это сжигается в основном транспортом и предприятиями энергетического комплекса, поэтому самые видимые и самые дорогостоящие усилия сосредоточены на энергетическом переходе — от сжигания углеводородного топлива к возобновляемым источникам энергии и атомной энергетике. Массовой электрификации подвергается и транспорт: когда электричество будет вырабатываться «чистым» образом, электромобили, даже с учетом выбросов газов при производстве, окажутся куда меньшими загрязнителями атмосферы, чем автомашины с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).