Абсолютный карантин: зачем нефтяник-миллиардер строит крупнейшую в мире яхту за $350 млн
Один из богатейших норвежских миллиардеров Кьелль Инге Рекке пережил работу матросом, жесткую экономию, экзистенциальный кризис и даже тюрьму. Сейчас он строит самую большую в мире яхту с бассейнами, джакузи и вертолетной площадкой. Но Рекке подчеркивает, что это — не типичная игрушка миллиардера: яхта нужна ему, чтобы спасать океаны.
Сквозь туман у атлантического побережья норвежского города Браттваг, расположенного всего в паре сотен километров к югу от полярного круга, прорисовываются очертания яхты Rev длиной 182,88 м. Это обшивка корабля: кованая, но еще не завершенная. В совокупности с бронзово-черным корпусом она придает ему вид поднятых со дна обломков. «Я собираюсь проводить на судне два месяца в году», — говорит владелец яхты, норвежский миллиардер Кьелл Инге Рекке.
Рекке склоняется над чертежами. Ни одна деталь на судне не устанавливается без его одобрения. Подводная лодка, вертолетные площадки, три бассейна и джакузи... Тем не менее, это не типичная игрушка миллиардера: на борту также находятся восемь лабораторий и аппарат на дистанционном управлении, который может опускаться на глубину до 580 м.
Rev — это плавучий парадокс. С одной стороны, это самая большая яхта в мире, апогей самовлюбленности стоимостью около $350 млн. Но 61-летний Рекке предпочитает другое определение. Rev, настаивает он, — это исследовательское судно.
План Рекке прост. Он позволит ученым бесплатно пользоваться яхтой, чтобы они могли находить океанический мусор, оценивать промысловые запасы и проверять уровень кислотности воды. Когда исследователи не будут использовать судно, он сам отправится в плавание в свое удовольствие или же сдаст яхту напрокат каким-нибудь богачам, а доход пожертвует на природоохранные проекты.
Рекке — такой же парадокс, как и эта яхта. Он заработал состояние в $1,7 млрд, эксплуатируя водные ресурсы: от тралового промысла до подводного бурения и коммерческих грузовых перевозок. «Я тоже часть этой проблемы», — признает он. Теперь, по его словам, он хочет навести порядок. Но не так сильно, чтобы исключить из портфеля компании, которые загрязняют окружающую среду.
«Нам не нужно признание, — подчеркивает Рекке. — Мы просто хотим принять участие в решении проблемы».
Пожар, утонувший траулер и тюрьма
Рекке вырос в норвежском городе Молде, в семье весьма скромного достатка. Его отец был столяром, а мать работала бухгалтером и в свободное от основной работы время продавала стиральные машины и сушилки. Рекке страдал дислексией и бросил школу после девятого класса. «Учитель сказал мне перед всем классом: «Можешь гордиться, если однажды получишь водительские права», — вспоминает он.