«Я усвоил, что кино может рождаться даже в очень непростых обстоятельствах»
- ФИО: Филипп Юрьев
- Профессия: Режиссер
- Работы: «Утро другими глазами», «Видоизмененный ландшафт», «Песня механической рыбы», «СТИ. Семейный портрет», «Китобой»
Выпускник творческой мастерской Алексея Учителя, режиссер Филипп Юрьев стал призером программы «Авторские дни» Венецианского кинофестиваля в возрасте 30 лет. В его триумфальном фильме «Китобой», замысел которого Юрьев вынашивал несколько лет, снимались непрофессиональные актеры, а одними из главных героев стали пейзажи Чукотки. По признанию самого Юрьева, когда он начал смотреть кино в детстве, он понятия не имел о том, чем занят режиссер, но очень хотел им стать. За свой путь он видел разных режиссеров — убегающих и прячущихся на задний план, диктаторов, желающих быть властителями всего, что в кадре, — и в итоге стал самим собой, режиссером, который в критической обстановке смог отпустить амбиции и поймать дзен. Филипп рассказал о том, как это произошло и почему долгое время он боялся пересматривать фильмы Дэвида Линча.
Расскажи, как ты решил стать режиссером?
На самом деле я никогда об этом не мечтал. Я смотрел кино достаточно хаотично, и у меня не было ощущения, что есть режиссер, оператор и сценарист. Меня просветил одноклассник, который был гораздо прошареннее. Именно он рассказал, что есть некий сценарий, что есть человек, который всем управляет, и это режиссер. Потом он предложил снимать любительские короткометражки. Через какое-то время это стало хорошим способом сдавать всякие контрольные в школе. Сперва по физике, потом аналогичные проекты захотели себе и другие преподаватели. У них был свой интерес. Представляя эти работы в областном конкурсе, они получали грамоты. Я понял, что таким образом ты можешь двигаться по жизни. Мой друг выбрал работу сценариста. А мне безумно понравилась идея быть режиссером, хотя я не понимал, что это значит. Просто классно звучит.
Как отреагировала мама?
Сперва мама была очень против, рассказывала про знакомых режиссеров, которые сидели без денег и без работы в 1990-е годы. Нищета и водка были фактически мне обеспечены, по мнению мамы. Семье было важно, чтобы я мог зарабатывать деньги, на тот момент мы были в сложном материальном положении. А режиссура ассоциировалась с какими-то нереализованными планами по жизни. Я помню, как мама брала меня на какие-то премьеры в Доме кино. Там кругом встречались люди в потрепанных пиджаках, которые постоянно оправдывались: «Я тут не просто так, щас-щас, мы вот-вот запускаемся». Моя мама не была связана с кино, но она дружила с некоторыми людьми из индустрии. Она не понаслышке знала, что туда меня отпускать нельзя, потому что это очень тяжелый путь.
А режиссура ассоциировалась с какими-то нереализованными планами по жизни.
Ты говоришь, что начал смотреть кино «внезапно» — как это случилось?
Когда мне исполнилось лет девять или десять, мамина подруга подарила мне кассету «Твин Пинкс: Сквозь огонь». Сейчас, когда я смотрю некоторые сцены, во мне открывается очень серьезная детская боль. Мой мозг был настолько неокрепший, что я реально потерял на несколько дней здоровый сон. Этот карлик в Черном вигваме... Мальчик с маской. Он мне снился, я просто не мог объяснить, насколько мне было страшно. Поэтому я очень долго не смотрел Линча. Я почувствовал сюрреалистический ужас, которым меня будто придавило тогда в детстве. Отчасти моя эстетика была сформирована именно этим фильмом и еще «Седьмой печатью» Бергмана, которую я посмотрел примерно в том же возрасте. Вообще многие фильмы я посмотрел именно тогда. Дело в том, что у моего отца осталась большая коллекция фильмов. И как-то раз я случайно посмотрел видеокассету, на которой была надпись «Итальянский фильм». В общем, это оказалось какое-то эротическое кино. До сих пор помню, что это были какие-то нарезки из роликов журнала «Хастлер». И я решил пересмотреть все кассеты, на случай если там были и другие фильмы подобного содержания. Дотошно пересматривал все черно-белые фильмы. Через время я пошел во ВГИК. И когда нам показывали Бергмана, я просто осознал по кадрам, что часть его фильмов я уже видел. Тогда, в детстве.
Расскажи про ВГИК, тебе нравилось учиться режиссуре?
Из школы я пришел в место, где длинноволосые люди курят сигареты и обсуждают в курилке фильмы, о которых я вообще не знал. Тогда даже хипстеров не было, просто какие-то интересные ребята в растянутых пальто. Я такой: господи, это такие прекрасные люди. Пожалуй, стану отращивать волосы и буду как они. И потом это все меня захватило.