Режиссер Филипп Юрьев — о съемках «Китобоя» и Венецианском кинофестивале

EsquireРепортаж

«Я усвоил, что кино может рождаться даже в очень непростых обстоятельствах»

  • ФИО: Филипп Юрьев
  • Профессия: Режиссер
  • Работы: «Утро другими глазами», «Видоизмененный ландшафт», «Песня механической рыбы», «СТИ. Семейный портрет», «Китобой»

Выпускник творческой мастерской Алексея Учителя, режиссер Филипп Юрьев стал призером программы «Авторские дни» Венецианского кинофестиваля в возрасте 30 лет. В его триумфальном фильме «Китобой», замысел которого Юрьев вынашивал несколько лет, снимались непрофессиональные актеры, а одними из главных героев стали пейзажи Чукотки. По признанию самого Юрьева, когда он начал смотреть кино в детстве, он понятия не имел о том, чем занят режиссер, но очень хотел им стать. За свой путь он видел разных режиссеров — убегающих и прячущихся на задний план, диктаторов, желающих быть властителями всего, что в кадре, — и в итоге стал самим собой, режиссером, который в критической обстановке смог отпустить амбиции и поймать дзен. Филипп рассказал о том, как это произошло и почему долгое время он боялся пересматривать фильмы Дэвида Линча.

Расскажи, как ты решил стать режиссером?

На самом деле я никогда об этом не мечтал. Я смотрел кино достаточно хаотично, и у меня не было ощущения, что есть режиссер, оператор и сценарист. Меня просветил одноклассник, который был гораздо прошареннее. Именно он рассказал, что есть некий сценарий, что есть человек, который всем управляет, и это режиссер. Потом он предложил снимать любительские короткометражки. Через какое-то время это стало хорошим способом сдавать всякие контрольные в школе. Сперва по физике, потом аналогичные проекты захотели себе и другие преподаватели. У них был свой интерес. Представляя эти работы в областном конкурсе, они получали грамоты. Я понял, что таким образом ты можешь двигаться по жизни. Мой друг выбрал работу сценариста. А мне безумно понравилась идея быть режиссером, хотя я не понимал, что это значит. Просто классно звучит.

Как отреагировала мама?

Сперва мама была очень против, рассказывала про знакомых режиссеров, которые сидели без денег и без работы в 1990-е годы. Нищета и водка были фактически мне обеспечены, по мнению мамы. Семье было важно, чтобы я мог зарабатывать деньги, на тот момент мы были в сложном материальном положении. А режиссура ассоциировалась с какими-то нереализованными планами по жизни. Я помню, как мама брала меня на какие-то премьеры в Доме кино. Там кругом встречались люди в потрепанных пиджаках, которые постоянно оправдывались: «Я тут не просто так, щас-щас, мы вот-вот запускаемся». Моя мама не была связана с кино, но она дружила с некоторыми людьми из индустрии. Она не понаслышке знала, что туда меня отпускать нельзя, потому что это очень тяжелый путь.

А режиссура ассоциировалась с какими-то нереализованными планами по жизни.

Ты говоришь, что начал смотреть кино «внезапно» — как это случилось?

Когда мне исполнилось лет девять или десять, мамина подруга подарила мне кассету «Твин Пинкс: Сквозь огонь». Сейчас, когда я смотрю некоторые сцены, во мне открывается очень серьезная детская боль. Мой мозг был настолько неокрепший, что я реально потерял на несколько дней здоровый сон. Этот карлик в Черном вигваме... Мальчик с маской. Он мне снился, я просто не мог объяснить, насколько мне было страшно. Поэтому я очень долго не смотрел Линча. Я почувствовал сюрреалистический ужас, которым меня будто придавило тогда в детстве. Отчасти моя эстетика была сформирована именно этим фильмом и еще «Седьмой печатью» Бергмана, которую я посмотрел примерно в том же возрасте. Вообще многие фильмы я посмотрел именно тогда. Дело в том, что у моего отца осталась большая коллекция фильмов. И как-то раз я случайно посмотрел видеокассету, на которой была надпись «Итальянский фильм». В общем, это оказалось какое-то эротическое кино. До сих пор помню, что это были какие-то нарезки из роликов журнала «Хастлер». И я решил пересмотреть все кассеты, на случай если там были и другие фильмы подобного содержания. Дотошно пересматривал все черно-белые фильмы. Через время я пошел во ВГИК. И когда нам показывали Бергмана, я просто осознал по кадрам, что часть его фильмов я уже видел. Тогда, в детстве.

Расскажи про ВГИК, тебе нравилось учиться режиссуре?

Из школы я пришел в место, где длинноволосые люди курят сигареты и обсуждают в курилке фильмы, о которых я вообще не знал. Тогда даже хипстеров не было, просто какие-то интересные ребята в растянутых пальто. Я такой: господи, это такие прекрасные люди. Пожалуй, стану отращивать волосы и буду как они. И потом это все меня захватило.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На лыжне. Как финский капрал Аймо Койвунен получил наркотический передоз и прошел 400 километров по Лапландии На лыжне. Как финский капрал Аймо Койвунен получил наркотический передоз и прошел 400 километров по Лапландии

Солдата Аймо Койвунена в Финляндии считают национальным героем

Esquire
Плюсы и минусы модных диет Плюсы и минусы модных диет

Разбираемся, безопасны ли популярные диеты

Добрые советы
6 самых безумных предметов, которые когда-либо крали 6 самых безумных предметов, которые когда-либо крали

Некоторые из самых странных вещей, которые когда-либо были украдены

ТехИнсайдер
Что делать, если не помогает психотерапия? Записаться на бокс Что делать, если не помогает психотерапия? Записаться на бокс

Ничего не хочется? Нужно записаться на бокс

GQ
Первая минута Первая минута

Как заставить начало разговора работать на результат

kiozk originals
Твой «железный конь»: как правильно выбрать велосипед взрослому мужчине Твой «железный конь»: как правильно выбрать велосипед взрослому мужчине

Основные виды велосипедов и подсказки по выбору идеальной для тебя модели

Playboy
JONY: «Мы превратили создание песен в гонку» JONY: «Мы превратили создание песен в гонку»

JONY — о дуэте с Киркоровым и о том, кто в России является главным артистом

ЖАРА Magazine
Почему драма «Минари» должна получить «Оскар»? Почему драма «Минари» должна получить «Оскар»?

«Минари»: драма, проникнутая тревогой

GQ
«Пулей стреляйте, а в колхоз не пойдем» «Пулей стреляйте, а в колхоз не пойдем»

Большевики максимально жестоко подавили крестьянский протест

Наука
Орнитологи подтвердили первую в Европе смерть грифа от диклофенака Орнитологи подтвердили первую в Европе смерть грифа от диклофенака

Ранее от отравлений этим препаратом умерли миллионы грифов в Индии

N+1
Всё сама: как Самойлова ловко создает иллюзию идеального брака с Джиганом Всё сама: как Самойлова ловко создает иллюзию идеального брака с Джиганом

Попытаемся разгадать феномен Оксаны, которая создает вокруг себя сказку

Cosmopolitan
Принцип поворота Принцип поворота

О знаменитом цикле стихотворений Александра Блока «На поле Куликовом»

Наука
«Американская история ужасов»: все сезоны от худшего к лучшему «Американская история ужасов»: все сезоны от худшего к лучшему

Рейтинг сезонов «Американской истории ужасов»

Maxim
Дела на аутсорс: как индустрия «помощников» поможет развить бизнес и карьеру Дела на аутсорс: как индустрия «помощников» поможет развить бизнес и карьеру

Как делегирование задач помогает развивать компании и карьеры

Forbes
Художники и музыканты зарабатывают миллионы на блокчейн-технологии NFT. Объясняем самыми простыми словами, что это такое Художники и музыканты зарабатывают миллионы на блокчейн-технологии NFT. Объясняем самыми простыми словами, что это такое

Рынок блокчейна предлагает новый тренд — NFT

СНОБ
Секреты похудения к свадьбе Кейт Миддлтон, Меган Маркл и других монарших особ Секреты похудения к свадьбе Кейт Миддлтон, Меган Маркл и других монарших особ

Красавицы не жалели сил, чтобы прийти в форму к торжеству

Cosmopolitan
Откладывай на завтра, работай пять минут: 7 неожиданных способов всё успеть Откладывай на завтра, работай пять минут: 7 неожиданных способов всё успеть

Неожиданные, но эффективные способы распределять дела и ставить приоритеты

Cosmopolitan
«Блюз черных дыр и другие мелодии космоса» «Блюз черных дыр и другие мелодии космоса»

Книга о хронология охоты за гравитационными волнами

N+1
Режиссер Евгения Беркович о театре, Кирилле Серебренникове и холокосте Режиссер Евгения Беркович о театре, Кирилле Серебренникове и холокосте

Спектакль «Черная книга Эстер» — новый взгляд на тему ксенофобии

СНОБ
Илья Найшуллер Илья Найшуллер

Илья Найшуллер: об опыте работы в Америке, харассменте и женитьбе

Maxim
Почему «Гнев человеческий» — самый впечатляющий боевик за последнее время Почему «Гнев человеческий» — самый впечатляющий боевик за последнее время

Служба инкассаторов — опасна и трудна

GQ
Какими бывают отношения и что они нам дают Какими бывают отношения и что они нам дают

Можно ли «сортировать» приятелей и почему мы любим друзей детства

Psychologies
Поцелуй смерти. История одной фотографии Поцелуй смерти. История одной фотографии

Он был аристократ и гонщик, она — актриса и мать Ромины Пауэр

Maxim
Девятая планета Солнечной системы может скрываться вовсе не там, где мы думали Девятая планета Солнечной системы может скрываться вовсе не там, где мы думали

Возможно, Девятую планету все это время искали не там, где нужно

Популярная механика
Нейробиологи впервые предотвратили трансформацию прионов в патогенную форму Нейробиологи впервые предотвратили трансформацию прионов в патогенную форму

Описаны переходные конформации патологического процесса превращения прионов

N+1
Как быть вегетарианцем в мире животных Как быть вегетарианцем в мире животных

Маркус Уикс «Что бы сказал Ницше. Как великие философы решили бы ваши проблемы»

СНОБ
Колю и плачу! Шишкова, Самойлова и другие звезды, показавшие инъекции красоты Колю и плачу! Шишкова, Самойлова и другие звезды, показавшие инъекции красоты

Эти знаменитости – частые клиентки косметологов

Cosmopolitan
3 ключа к скрытым ресурсам тела, сознания и души 3 ключа к скрытым ресурсам тела, сознания и души

Как добраться до внутреннего источника энергии

Psychologies
Еще один «Оскар» Фрэнсис Макдорманд? Мы только за! Еще один «Оскар» Фрэнсис Макдорманд? Мы только за!

«Земля кочевников» самый вероятный претендент на премию «Оскар»

Cosmopolitan
Воспоминание о будущем. О «Новой Москве», которую запретили Воспоминание о будущем. О «Новой Москве», которую запретили

Воображаемая столица будущего

СНОБ
Открыть в приложении