«Я не продаю лапшу быстрого приготовления — я даю людям время»
В послевоенной Японии Момофоку Андо придумал наборы из высушённой вермишели и пакетиков специй. Спустя десятилетия его компания Nissin выручает $4,2 млрд в год.
Создатель
Будущий изобретатель лапши Момофуку Андо родился на Тайване в марте 1910 года. Его родители рано умерли, поэтому мальчика воспитывали бабушка и дедушка, управлявшие магазином тканей. Предпринимательством он занялся в 22 года — открыл текстильную компанию в Тайбэе.
В 23 года он переехал в Японию, в Осаке управлял компанией по производству одежды. Также в это время он изучал экономику в Университете Рицумейкан в Киото.
Во время Второй мировой войны Андо создавал слайд-проекторы, продавал древесный уголь, строил бараки, производил соль и руководил школой. В 1948-м за уклонение от уплаты налогов он попал в тюрьму, где провёл два года. В 1950-м он стал директором кредитного союза, но в 1957 году потерял работу и всё имущество из-за процедуры банкротства.
В 1955 году Япония переживала последствия Второй мировой, и в стране был голод. США поставляла в страну в качестве гуманитарной помощи пшеничную муку. Власти страны пытались мотивировать японцев есть хлеб, который не был популярен среди населения.
Андо рассказывал, что идея создания нового вида лапши пришла, когда он проходил мимо ларька, у которого скопилась очередь за рамёном. Предприниматель начал думать, как создать лапшу быструю в приготовлении и долгую в хранении.
Однажды предприниматель случайно встретился со своим знакомым Кунидаро Аримото, который тогда работал в правительстве. Предприниматель сказал: «К хлебу нужны начинки или гарниры. Но японцы едят его только с чаем. Это не очень хорошо для здоровья. У нас есть давняя традиция употребления лапши. Почему бы не продвигать лапшу, которая уже нравится японцам, как еду на основе муки?» В ответ на это Аримото предложил ему самому решить эту проблему.
В 1957 году предприниматель купил подержанную машину для изготовления лапши, 18 кг пшеничной муки, растительное масло и другие ингредиенты. Он построил в саду своего дома сарай с печью и верстаком и потратил год на эксперименты. Спал предприниматель при этом не больше четырех часов в сутки.
Каждая попытка создать продукт заканчивалась неудачей. Однажды вечером он смотрел, как его жена жарит темпура. Он увидел, что при быстрой обжарке лапша избавляется от содержащейся в ней воды. И просто добавив кипяток, можно было бы сделать лапшу вновь пригодной к употреблению. Этот подход стал основой продукта. К 1958 году он наконец разработал рецепт.
Производство лапши
В 1958 году Андо выпустил первую пачку лапши быстрого приготовления в красно-желтой упаковке, назвав её Nissin.
Название “Nissin” возникло как сокращённая форма выражения, придуманного Андо, которое можно перевести как «день за днём создавать чистый и великолепный вкус». Nissin выпустила первую пачку с названием продукта Chikin Ramen, написанным как на английском, так и на японском языках.
Лапша была заранее пропитана приправой из курицы со специями, усилителем вкуса и запаха, а также обжарена в пальмовом масле. Покупатель заливал её кипятком и оставлял на три минуты, а затем мог есть.
Она стоила 35 иен (по курсу 2021 года — около $1,8), а обычная лапша удон — 6 иен (по курсу 2021 года — около $0,3). При этом у изобретения срок годности был больше.
Куриный вкус лапши поспособствовал её глобальному успеху. В первый год компания продала свыше 13 млн порций Chikin Ramen. Через пять лет после выпуска ежегодные продажи Chicken Ramen достигли 4,3 млрд иен (свыше $2 млн по курсу 2021 года).