"Я не думаю, что необходим человек, который посвящает рэп Москве": интервью Гуфа и Murovei
8 июля Гуф (Алексей Долматов) и белорусский хип-хоп-исполнитель Murovei (Антон Боднар) выпустили бодрый (но не без саморефлексии) альбом Part 2. На записи есть строки, что «никто сперва не верил» в их дуэт, но это не первая совместка рэперов. Альбом «Дом, который построил Алик», куда более мрачный, в первую очередь из-за болезненных отношений Гуфа, стал событием 2020 года и долго держался в чартах (один только трек «Ураган» на YouTube прослушали 47 млн раз). «Правила жизни» обсудили с рэперами, как они изменились за два года и с чем подошли к записи нового альбома, а еще спросили про белорусскую и польскую рэп-сцены, поговорили об ощущении дома, о Москве и о том, что Гуф наконец-то счастлив и почти не матерится.
Муравей, как часто бываешь в Смолевичах, в Минске? Скучаешь по родине?
Murovei: Вообще моя малая Родина — поселок Октябрьский под Смолевичами. Там, к сожалению, совсем редко бываю. В Минске бываю два-три раза в год. Скучаю? Конечно, это же родина. Я думаю, что каждый скучает по своей родине. Я на связи с родителями, с родственниками.
На твой взгляд, есть ли какое-то отличие между белорусскими и российскими музыкантами?
Murovei: Думаю, да. В Беларуси музыканты более мотивированны. Они готовы делать больше, записывать больше, сводить больше. Наверное, поэтому чаще экспериментируют и звучат немного иначе.
В Беларуси, наверное, реперы больше поют. Даже ты, например.
Murovei: Да, согласен, думаю, многие назовут несколько исполнителей, кто более мелодичен, чем их коллеги по цеху из России. Не знаю, с чем это связано. Похожая ситуация с украинскими рэперами. Возможно, эта мелодичность у нас в крови, глубоко в культуре.
Периодически мы слышим о концертах русских реперов за рубежом. У тебя были концерты в Варшаве, ты там жил. Понятное дело, что в Польше есть своя рэп-сцена, но как там обстоят дела с русским хип-хопом? Там действительно много людей из СНГ, которые это слушают, готовы посещать концерты?
Murovei: Да, сегодня не только в Варшаве, но и в других городах ближайшего зарубежья много беларусов, украинцев, россиян. Думаю, им важно посещать мероприятия знакомых им артистов точно так же, как и артистам круто обнаружить, что в Европе есть их аудитория. Польская рэп-сцена хорошо развита, имеет свои особенности и свое звучание. При этом она сугубо локальная, в первую очередь за счет языка.
В новом альбоме ты задаешься вопросом «Что значат деньги для человека и что для артиста?». Как ты сам отвечаешь на этот вопрос?
Murovei: В альбоме я отвечаю на этот вопрос польским словом wszystko («всё»). Для артиста деньги — это всё. Это инструмент для развития, это возможности. Артисту важно получать деньги за свое творчество, это позволяет дальше развиваться, расти, инвестировать в самого себя. Ведь это не только творчество, но и работа. А деньги как минимум помогают закрывать основные потребности.