9 культовых хоррор-фильмов в жанре научной фантастики
После солнцестояния дни пошли на убыль, летние вечера становятся все темнее. Это отличный повод запастись старыми ужастиками, ведь провожать жаркий день особенно приятно в компании черно-белых инопланетян, монстров и зомби. Вдобавок летние каникулы часто напоминают временную петлю, из которой только один выход — признать наконец, что ты оказался в сумеречной зоне. Советуем научно-фантастические фильмы 1950-х!
«Вторжение похитителей тел» / Invasion of the Body Snatchers
Дон Сигел, 1956
Что если однажды вы увидите близкого вам человека и не сможете его узнать, словно в нем больше не осталось и следа прежней личности? Именно с этим столкнулись жители маленького калифорнийского городка, в котором разразилась массовая истерия: на телефоны горячих линий начали поступать тревожные звонки, люди жалуются, что их родных и знакомых подменили. Доктор Майлз Беннер возвращается домой после научной конференции и оказывается в эпицентре событий: ему звонит давний друг Джек Беличек и говорит, что нашел тело — полноразмерную копию самого себя. Вскоре клон, окончательно сформировавшись, исчезает. Спустя какое-то время то же самое происходит с Бекки, школьной возлюбленной доктора. Майлз начинает подозревать, что домыслы и паника жителей возникли не на пустом месте, он сам перестает узнавать прежде знакомых ему пациентов и горожан. Решив разобраться, в чем дело, Беннер и его друзья обнаруживают странные, неземные растения, в коконах которых растут человеческие копии.
«Вторжение похитителей тел» — первый фильм по роману Джека Финнея (позже были сняты еще три экранизации), ставший культовым хоррором, так как в его основе лежит неугасающий и неустаревающий страх потери идентичности. Сюжет истории прорастает из антикоммунистических настроений: некие пришельцы вторгаются на территорию Америки и подменяют свободную личность на ее дубликат с коллективными идеалами. Но в этом всем видится более глубинный страх: идентичность человека — зыбкая структура, которая в любой момент может рассыпаться под воздействием мозгопромывающих медиа или под натиском идеологической паранойи.
«День, когда остановилась Земля» / The Day the Earth Stood Still
Роберт Уайз, 1951
«Внимание, в небе были замечены неопознанные летающие объекты» — вот он, дух американских 1950-х, пронизанный страхами холодной войны и небесной угрозы. Совсем недавно произошел Розуэлльский инцидент, который впоследствии станет причиной многих безумных теорий заговора. Утром одного из дней 1947 года фермер Уильям Брейзел набредает на своем ранчо на странные артефакты: детали летающего аппарата, стеклянные шары с нетипичными для земных языков иероглифами… Ранее это едва ли вызвало бы подозрения у Брейзеля — все-таки его ранчо находилось неподалеку от военной базы, — но тут он встретил нечто ранее невиданное. Фермер вызвал шерифа, тот военных, а те правительство, и в итоге находку пришлось осветить в СМИ и убеждать население, что ничего страшного не произошло.
Сюжет фильма основан на новелле Гарри Бейтса «Прощание с повелителем»: в центре Вашингтона приземляется инопланетный шаттл, на борту корабля интеллигентный пришелец по имени Клаату и его робот-помощник Грот. По заданию правительства Федерации планет Клаату прилетел на Землю узнать, насколько страшно человечество, как его малюют. Клаату честно сообщает о замыслах своего государства понять человеческую природу и пригрозить ей. Планета людей ожесточилась, появление ядерного оружия вкупе с амбициями полетов в космос может привести к гибели других живых миров во Вселенной. Если человечество не исправится, то у Клаату не останется выбора, кроме как стереть людскую расу с космической карты.
Несанкционированное приземление пришельца тут же осветили все СМИ, корабль окружили военные и полиция, а незваного гостя решили изучить в медицинской палате. Но чужеземец сбегает и под видом мистера Карпентера, выходца из Англии, поселяется в доме миссис Крокет. Там он заводит дружбу с мальчиком Бобби, выходит на связь с именитым ученым Бернартом и просит его о помощи — организовать встречу с элитой Земли. Пока Клаату пытается достучаться до правителей планеты, зритель у экрана может только умиляться наивности рисуемой Райзом эпохи. И наивность играет истории на руку, кажется, человечество не так безнадежно.
«План 9 из открытого космоса» / Plan 9 from Outer Space
Эдвард Вуд-мл., 1959
После того как летчики пассажирских лайнеров встретились в небе с НЛО, на голливудском кладбище вдруг стали оживать трупы и нападать на людей. Как оказалось, все это дело рук пришельцев, решивших провести миротворческую акцию по разоружению Земли.
Алмаз независимой кинофантастики, чудаковатый шедевр. Режиссер Эдвард Вуд-младший, прославивший свое имя фильмами категории Б, снимал это кино с искренними намерениями сделать великое творение, хотя содержательно «План 9» вторичен, а формально уж слишком гипертрофирован. Порой шарм и атмосфера бывают ценнее новизны и зрелищности, поэтому когда в конце истории НЛО взорвется в небе, негласно вопрошая: что эти инопланетяне понимают в наших мирских делах? — придется лишь улыбнуться и потешно кивнуть. Фильм жонглирует морализаторскими посылами sci-fi 1950-х, здесь и критика человечества а-ля «даже обитателям далеких планет видно, как низко пал человек в его желании властвовать над миром», здесь же и зомби, и пришельцы, и детективы, и преступление, и летчики — в общем, весь героический олимп. Однако за всем этим сборищем деталей не видать самого ужаса, поэтому это кино — отличный вариант, чтобы включить в бессонную ночь и поддаться гипнозу восставшей из мертвых Вампиры (Майлы Нурми) и седого Белы Лугоши.