5 вопросов об искусстве (и не только): отвечают художник Павел Пепперштейн и философ, бизнесмен Дмитрий Волков
Павел Пепперштейн и Дмитрий Волков отвечают на анкету Esquire — дают оценку современным художникам и рассуждают о настоящем и будущем искусства.
Коллаборация художника Павла Пепперштейна и бизнесмена Дмитрия Волкова началась этой весной на фестивале "Библионочь". Это был театральный перформанс в духе средневековых судилищ, когда фигурантами разбирательств становились и животные, и неодушевленные предметы. Объектом внимания на этот раз стала книга Волкова «Народ против книги: «Свобода воли. Иллюзия или возможность», которую обвиняли в том, что она дает философское обоснование для наказания людей — и тем самым нарушает существующий баланс в отношениях между государством и обществом. Волков выступал адвокатом собственного творения, а Пепперштейн — судьей.
Продолжая идею перформанса (один рассматриваемый аспект, разные мнения), мы составили краткую анкету с вопросами по искусству и попросили Пепперштейна и Волкова на них ответить — по отдельности. И вот что из этого вышло:
Кого из современных художников вы считаете переоцененными?
Пепперштейн: Никого. Я думаю, что все художники прекрасны по-своему.
Волков: Не знаю: я не приобретаю работы художников для перепродажи или для инвестиций. Но я могу сказать, какая работа оказалась неожиданно дорогой: Это «Портрет Эдмода Белами», проданная на аукционе Christies’s за 432 тысячи долларов. Она принадлежит группе французских художников Obvious, но на самом деле создана алгоритмом, генеративной конкурирующей сетью. Художники экспериментировали с генерацией изображений в разных жанрах, а потом им вдруг позвонили с Christie’s и сказали: не хотите выставить один из ваших «портретов» на аукционе? Они не отказались, конечно. Ориентировочную цену поставили в районе 7-10 тысяч долларов. И вот когда она взлетела выше 50 тысяч, художники сами были удивлены. И я участвовал в торгах, но остановился на отметке 250 тысяч. Дальше я просто с удивлением наблюдал. Хотя, может, удивляться и не стоило. Покупатель покупал не картину, а событие: первую продажу работы искусственного интеллекта на всемирно известном аукционе. Но вот совсем скоро мы узнаем цену именно картинам, созданным алгоритмами. Во-первых, портрет «Эдмонда Белами» — это один из серии портретов. Cкоро будут проданы и остальные.