«Если корабль тонет, зовите женщину»: в каких случаях компании нужна руководительница
Разумеется, не существует универсального правила, согласно которому все женщины будут эффективны в одном случае, а все мужчины — в другом. Тем не менее, в жизни любой компании может наступить момент, когда ввести женщину в управление будет правильным решением. Ключевой вопрос — когда?
Когда у вас проблемы
Если корабль тонет, зовите женщину. Как показало недавнее исследование университета штата Юта, советы директоров компаний из списка Fortune 500 охотнее продвигают женщин на высшие должности, когда организация находится в кризисе, сталкивается с финансовыми трудностями или вступает в сложный процесс сделок M&A. В западной повестке даже существует термин glass cliff — стеклянный обрыв. Данная фраза используется в отношении женщин, которые соглашаются на руководящую должность в компании или большой политике в сложный период (хрестоматийный пример – Маргарет Тэтчер). Подразумевается, что в случае высоко прогнозируемой неудачи будет кого обвинить в провале.
По мнению исследователей, успешные мужчины довольно часто считают предложение о работе в кризисной компании очень рискованным и не хотят портить карьеру. Почему женщины соглашаются на роль возможного «козла отпущения»? «Потому что на тот момент для меня это был единственный шанс стать генеральным директором», – рассказывала мне кандидатка, в свое время пришедшая «реанимировать» прибыль агентства недвижимости, а до этого работавшая в продажах у конкурента. На новом месте она перестроила всю систему маркетинга, привела за собой на эксклюзивные договоры часть бывших клиентов, реформировала структуру агентства и всю систему вознаграждения брокеров. Однако собственники хотели получить результат гораздо быстрее. В итоге коллеге пришлось уйти из компании, передав дела преемнику-мужчине. Тот по факту продолжил внедрять те же реформы, и агентство спустя 3 года все же вышло на желаемые показатели. Такие примеры только усугубляют стереотипы о том, что женщины редко бывают эффективными на позиции CEO. Однако моя героиня рассматривает этот опыт как важнейший в своей жизни: после этого она стала лучше разбираться в бизнесе, открыла свое дело в сфере услуг и работает независимым директором в нескольких компаниях.