Порой фантасты обращаются к сценариям светлого будущего

Популярная механикаНаука

5 ярких романов про жизнь в утопии: мечты человечества

Мы привыкли к историям о мрачном мире будущего, где человечество задыхается под железной пятой террора или медленно доживает свой век на руинах пост-апокалиптической цивилизации. Но порой фантасты обращаются к сценариям светлого будущего, и история принимает совсем другой оборот.

Антон Салтыков

Утопия — жанр фантастической литературы, изображающий будущее с идеальным или близким к тому устройством общества, в котором людям живется очень комфортно. Термин зародился в 1516 году после выхода одноименной книги Томаса Мора, которая повествовала об острове под названием Утопия, где каждый гражданин получал по потребностям и не было частной собственности. Впоследствии множество философов, ученых и писателей выводили собственные идеи «идеального общества будущего», и со временем жанр все явственнее обретал черты фантастики.

В жанре утопии выходят не так уж много книг. Гораздо чаще выходят антиутопии — романы, в которых, напротив, изображается мрачный и подчас тупиковый путь развития цивилизации. Однако в обоих случаях авторы, во многом, выстраивают модели будущего в опоре на собственное прошлое. Возможно, именно поэтому написать по-настоящему увлекательную и убедительную утопию — более сложная и трудоемкая задача. Тем не менее, время от времени такие книги появляются, и сегодня мы расскажем о 5 утопических романах, которые стоит прочитать.

Стивен Эриксон: «Радость, словно нож у сердца»

cc71f195f572a77c84040836cdbc4cf2.jpg

Стивен Эриксон прежде всего известен, как автор «Малазанской Книги Павших» — знаменитой саги в жанре эпического темного фэнтези. Уже в этом цикле автор продемонстрировал умение убедительно прописывать социальные и политические традиции различных народов и рас. События его научно-фантастического романа «Радость, словно нож у сердца» разворачиваются примерно в наше время. На Землю прибывает триумвират инопланетных цивилизаций, которые решают, что человечество живет неправильно. И непросто неправильно — оно еще и ухудшает состояние всей планеты.

Пришельцы, оставляя людей в неведении, начинают глобальные реформы. Контакт с человечеством они осуществляют исключительно через похищенную канадскую писательницу. Вся промышленность уничтожается, миграции животных восстанавливаются, а люди лишаются возможности наносить друг другу вред.

Книга Эриксона получилась злободневной и актуальной социальной фантастикой, в которой автор стремится показать фальшивую и вредоносную натуру современной человеческой цивилизации, но в то же время дает ей шанс — хотя и не без помощи «извне». И хотя сюжет рассказывает о появлении утопического и справедливого мира, размышления и выводы автора зачастую получаются отнюдь не позитивными.

Артур Кларк: «Город и звезды»

2f0a67cb7169f2e38458928103170382.jpg

Артур Кларк когда-то сказал, что любая достаточно развитая технология неотличима от магии. И, пожалуй, его роман «Город и звезды» стал яркой иллюстрацией этого высказывания. В 1956 году фантаст описал город Диаспар, который казался чем-то волшебным. Здесь все подчинено строгим законам, которые соблюдаются уже миллионы лет. Горожанам никогда не бывает скучно, а их умственное развитие в разы превосходит наше. Они размеренно и неторопливо проживают тысячи лет, после чего их сознания отправляются в память суперкомпьютера, а затем вновь перезагружаются в уже готовые взрослые тела.

Спустя более полувека «Город и звезды» не теряет своей актуальности и даже наоборот — описанные в ней вещи вроде оцифровки, искусственного интеллекта и нейроинтерфейса кажутся куда более реалистичными, чем в годы ее выхода, когда появление подобных технологий выглядело совершенно невероятным.

Мир, описанный Кларком, во многом утопичен: никто не страдает, не болеет, не ограничен в саморазвитии и бесчисленных развлечениях. Причем в романе рассказывается и предыстория образования такого города. Только вот главный герой книги чувствует тягу к тому, чтобы вырваться за пределы города-купола, и это порождает виток напряженных и увлекательных событий.

Ким Стэнли Робинсон: «У кромки океана»

8247ce17b0bb55c8d31e1a51dd7f73f2.jpg

В юности Ким Стэнли Робинсон видел, как красивую сельскую местность Южной Калифорнии, в которой он рос, сровняли с землей ради будущего мегаполиса. Это событие сильно впечатлило его и сподвигло не раз обратиться к экологической теме в своих книгах. В «Калифорнийской трилогии» писатель представил три самостоятельных романа, в каждом из которых показал различные версии будущее округа Оранж. В том числе и утопический, на страницах романа «У кромки океана».

Книга рассказывает о будущем, в котором человечество очень серьезно заботится о безопасности окружающей среды и Робинсон весьма убедительно показывает общество, которое смогло решить большую часть экологических проблем. Впрочем, даже несмотря на это города заполнены высотными зданиями. И на незастроенном холме, одном из редких уголков природы, планируют возвести медицинский центр. Между защитниками природы и бизнесменами разгорается конфликт.

Марина и Сергей Дяченко: «Пандем»

2eaade793a7d7b2f04e6e972902c6db1.jpg

Роман Марины и Сергея Дяченко «Пандем» рассказывает о том, как однажды в наш мир явился некий всесильный организм, именуемым Пандемом. Он лишил человечества ненависти и насилия, излечил болезни, вступил в контакт с каждым, давая мудрые наставления и поддерживая в трудных жизненных ситуациях.

Сюжет романа подается от лица нескольких поколений одной семьи. С помощью такой подачи авторы показывают — или скорее наводят на мысль — что как бы искренне Пандем ни пытался сделать человечество счастливым, он все равно терпит фиаско. Наши пороки заложены глубоко внутри человеческой натуры, отчего даже в идеальных условиях мы все равно остаемся людьми, которые ошибаются, грешат и не всегда поступают по совести.

Таль М. Кляйн: «Двойной эффект»

Обычно киберпанк и все, что с ним связано, изображает антиутопическое общество технологического будущего. Начиная от таких предвестников этого течения, как «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» или «Тигр! Тигр!», и заканчивая культовыми представителями киберпанка вроде «Нейроманта» или «Лавины». Однако Таль М. Кляйн сумел создать книгу, которая близка по духу к киберпанку, но при этом будущее, описанное автором близко к утопии.

В XXII веке человечество вовсю использует нанитов, которые способны лечить болезни, выполнять функции связи, охраны, слежки. Также они помогают создавать эффект дополненной реальности, позволяя людям выходить в сеть, не прибегая к компьютеру или телефону. Искусственно выведенные комары очищают воздух, а любая техника — даже пожарные сигнализации или двери — снабжены искусственным интеллектом. Вся еда и вещи создаются на 3D-принтерах, а самым безопасным видом транспорта считается телепортация.

Но это прекрасный фасад, если заглянуть за который, окажется, что будущее в «Двойном эффекте» не столь радужно, как может показаться на первый взгляд. Могущественные корпорации и религиозные фанатики все еще ведут скрытые войны, порой манипулируя обществом. А технология телепортации оказывается не такой уж и безопасной, в чем приходится убедиться главному герою.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Самые смертельные пандемии от доисторических времен до XXI века Самые смертельные пандемии от доисторических времен до XXI века

Самые страшные заболевания в истории

Maxim
Владимир Ташлыков: «Не рискнул бы играть Господа Бога» Владимир Ташлыков: «Не рискнул бы играть Господа Бога»

Владимир Ташлыков о секретах съемок и неожиданных подарках поклонниц

StarHit
Большой Ангкор подтвердил статус одного из самых густонаселенных городов доиндустриальной эпохи Большой Ангкор подтвердил статус одного из самых густонаселенных городов доиндустриальной эпохи

На пике своего развития Большой Ангкор населяло около 700–900 тысяч человек

N+1
С пометкой «срочно» С пометкой «срочно»

Преобразиться за месяц – стоит ли игра свеч?

Cosmopolitan
Что говорит о нас наш дом Что говорит о нас наш дом

Организуя свой дом, мы воплощаем наши неосознанные влечения и инстинкты

Psychologies
Шкатулка с самоцветами: как правильно носить камни Шкатулка с самоцветами: как правильно носить камни

«Лучшие друзья девушек — это бриллианты», — пела Мэрилин Монро

Cosmopolitan
Саймон Столенхаг: Байки из петли. Отрывок из книги Саймон Столенхаг: Байки из петли. Отрывок из книги

Саймон Столенхаг известен своими постапокалиптическими работами

СНОБ
Заплатка красоты Заплатка красоты

Главный тренд предновогоднего ухода – патчи для кожи вокруг глаз

Здоровье
Жить с болезнью: как организовать работу ума Жить с болезнью: как организовать работу ума

Как помочь себе восполнить ресурс энергии и справиться с ситуацией

Psychologies
«Я куда более созвучна с Петербургом, чем с Москвой» «Я куда более созвучна с Петербургом, чем с Москвой»

Паулина Андреева объяснила, почему любит Питер больше, чем Москву

Grazia
Почему некоторые чувствуют, что не заслуживают счастья? Почему некоторые чувствуют, что не заслуживают счастья?

Откуда берется это ощущение — «я недостоин хорошей жизни/благополучия»?

Psychologies
Выжжет глаза и отслоится роговица: 10 мифов о лазерной коррекции зрения Выжжет глаза и отслоится роговица: 10 мифов о лазерной коррекции зрения

Распространённые мифы о лазерной коррекции зрения

Cosmopolitan
Защита Бурунова Защита Бурунова

Сергей Бурунов на примерах показал, как труден бывает путь к славе

Esquire
Знаменитые «еретики» Знаменитые «еретики»

Обвинение в ереси позволяло любого неугодного отправлять на костёр

Дилетант
Рю Мураками: Фатерлянд. Отрывок из романа Рю Мураками: Фатерлянд. Отрывок из романа

В книге Рю Мураками «Фатерлянд» экономика Японии рушится из-за падения доллара

СНОБ
Эротик-арт Сандры Ковальски Эротик-арт Сандры Ковальски

Sandra Kowalski покупают миллионеры и тусовщики, арт-география – весь мир

Playboy
На большой высоте На большой высоте

На съемках картины «Аэронавты» Фелисити Джонс… чуть не лишилась жизни!

Grazia
100 самых сексуальных женщин страны: 100-53 100 самых сексуальных женщин страны: 100-53

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Пара года: Никита Ефремов и Мария Ивакова Пара года: Никита Ефремов и Мария Ивакова

Пара года — актер Никита Ефремов и телеведущая Мария Ивакова

Glamour
Инфляция раздора. Почему нынешнее правительство ни на что не способно Инфляция раздора. Почему нынешнее правительство ни на что не способно

Почему отечественная экономика пребывает в коматозном состоянии?

СНОБ
9 худших фраз, которые ты можешь случайно сказать своим друзьям-родителям 9 худших фраз, которые ты можешь случайно сказать своим друзьям-родителям

Невинные фразы, которыми можно обидеть друзей

Playboy
Головное предприятие Головное предприятие

Лондонский Lock & Co. Hatters — старейший шляпный магазин в мире

Вокруг света
Стыд — это повод стать лучше? Стыд — это повод стать лучше?

Бытует мнение, что человек, которого пристыдили, должен осознать свои ошибки

Psychologies
Шутки кончились: какую работу оставит человеку искусственный интеллект Шутки кончились: какую работу оставит человеку искусственный интеллект

Искусственный интеллект не лишит людей работы, а создаст новые рабочие места

Forbes
Главное —  вместе Главное —  вместе

Красный, белый, зеленый — классические новогодние цвета

Добрые советы
Противовоздушные замки нацистов: исполинские памятники войны Противовоздушные замки нацистов: исполинские памятники войны

Зенитные башни воплотили в себе идеологическую идею и военный смысл

Популярная механика
«Мне интересно со святыми» «Мне интересно со святыми»

Разговор с Леонидом Огородновым, автором методики «агиодрама»

Psychologies
Колонка Esquire: Андрей Подшибякин — о том, что одиночество — вовсе не сволочь Колонка Esquire: Андрей Подшибякин — о том, что одиночество — вовсе не сволочь

Одинокие люди способны быть счастливы и полноценны без пары

Esquire
Романтические аферисты: кто попадает на их крючок Романтические аферисты: кто попадает на их крючок

О тактике романтических аферистов и о том, кто чаще всего становится их жертвами

Psychologies
Как убедить близкого пойти на терапию: 8 советов Как убедить близкого пойти на терапию: 8 советов

Видеть, как близкий человек пытается справиться с проблемами, всегда тяжело

Psychologies
Открыть в приложении