Автомобильное и пешеходное путешествие по Кавказу

4x4 ClubПутешествия

Северный Кавказ. За пределами дорог

Текст и фотографии Анастасия Костянова

Впервые мы оказались на Кавказе в 2015-м, отправившись с годовалым сыном на море и по дороге почти на месяц застряв в сказочном мире гор. С тех пор каждое лето мы возвращаемся в эти места и каждая новая поездка становится открытием. Так вышло и на этот раз. Мы решили опробовать новый формат путешествия, где наряду с автомобильными забросками, останется место для пешеходных маршрутов, которые помогут проникнуть в уникальный и недоступный, даже на самой подготовленной машине, мир озёр, ледников и вершин.

Баксанское ущелье всем хорошо известно. Ежегодно по этой витиеватой дороге тысячи туристов отправляются к величайшей вершине Европы – двуглавому Эльбрусу. Летом обычно едут за живописными видами на Главный Кавказский хребет, а самые отчаянные стремятся взойти на вершину (высочайшая точка – 5 642 метра). Зимой же это место превращается в популярный горнолыжный курорт. Но большинство приезжающих даже не догадываются сколько интересного скрыто в диких ущельях Кабардино-Балкарии. Пройдя привычным путём от трассы «Кавказ» по Баксанскому ущелью, за посёлком Эльбрус мы свернули на небольшую дорожку. Старенький асфальт вдоль бурлящей горной речки Адыл-Су повёл нас в гору. Спустя семь километров серпантин упёрся в альплагерь «Джантуган». Сегодня это симпатичное и неплохо сохранившееся для своих лет сооружение (1975 года постройки) законсервировано, хотя вплоть до 1990 года пользовалось огромной популярностью. Сразу за корпусом на горном склоне раскинулся палаточный городок. До него мы добрались уже вечером и в разгар туристического сезона (середина июля), найти место под палатки оказалось невозможно. Единственный свободный клочок земли оставался на каменистом побережье Адыл-Су. Вообще-то, лагерь в непосредственной близости от горной реки противоречит нашим правилам ночёвки, но солнце, скрывшееся за хребтом, не оставляло выбора. К тому же, успокаивало то, что от воды нас отделял высокий берег, а прогноз на ближайшие дни обещал «солнце, без осадков». Однако, печальная известность этого ущелья не давала уснуть. Место, где мы поставили палатки, четыре года назад было руслом. По нему, сметая всё на своём пути, неслись тонны воды, грязи и камней.

Несмотря на бессонную ночь, мы решили не терять время и двинулись в сторону пограничного КПП. Машины остались в лагере – продолжить путь от заставы можно только пешком и при наличии пропуска в погранзону. В Адыл-Су немало интересных треков, но после знакомства с историей ущелья, мы точно знали куда хотим. Практически весь маршрут проходит по автодороге. Свежих автомобильных следов нет, но теоретически ничего не мешало бы проехать здесь внедорожнику с хорошим клиренсом. Кроме статуса погранзоны, разумеется. Мы же были рады, что шли именно пешком – столько красоты и деталей открывается, когда не следишь за картой и дорогой. Но настоящая эйфория охватила нас, когда взобравшись на очередной перевал, мы увидели панораму Главного Кавказского хребта и горное озеро Башкара, которое было источником уже упомянутого селя. Тогда озеро переполнилось, прорвало грунтовую перемычку и накопившаяся вода, цепляя по пути камни и деревья, обрушилась в ущелье. Сегодня оно не представляет опасности, во многом благодаря профилактическим мерам и постоянному мониторингу.

Не успели мы вернуться в Баксанское ущелье, связывающее Приэльбрусье с цивилизацией, как в соседнем посёлке Верхний Баксан вновь ушли в сторону. А там, через пару сотен метров, дорога закончилась. И это не значит, что асфальт перешёл в грунтовку – она закончилась совсем, упёршись в отвесную скалу. Докторский перевал всегда был препятствием для желающих попасть в сказочный мир Адыр-Су, но если раньше приходилось преодолевать 60-метровую скальную ступень рассчитывая только на свои силы, то с 1960-х годов это можно сделать с помощью грузовой платформы. Собственно, мы планировали посещение Адыр-Су в том числе и ради этого лифта. Мы заехали на скрипящий под колёсами деревянный настил и поплыли вверх. Учитывая, что перила на платформе есть только спереди, потому что проезд машины через неё является сквозным, подъём не рассчитан на слабонервных. Мы поднимались всё выше по склону скалы, с одной из сторон обрывавшейся в русло реки, а механизмы прошлого века скрипели всё сильнее. В самой конструкции, к слову, всё просто. Принцип фуникулёра: платформа движется по рельсам на лебёдках, которыми управляет механик из рубки наверху. Он же встречает гостей ущелья и берёт плату за проезд. Аттракцион в обе стороны обходится в тысячу рублей с машины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Genesis GV70. Продажа перспектив Genesis GV70. Продажа перспектив

Внешность GV70 действительно впечатляет

4x4 Club
Зачем физикам идти в большие данные Зачем физикам идти в большие данные

Как работа с данными позволяет делать глубокие открытия

Популярная механика
Дело жизни Дело жизни

Научное определение сексуальности

Psychologies
Горячая линия Горячая линия

Как влияет жара и переизбыток солнца на нервную систему и наше настроение

Лиза
LADA Niva Travel. Пройти по краю LADA Niva Travel. Пройти по краю

Мы с похорошевшей LADA Niva Travel не церемонились и загнали её прямо в грязь

4x4 Club
Почему у подростков трудный характер Почему у подростков трудный характер

Бунтарский настрой подростков обусловлен не только скачком гормонов

Популярная механика
Вечный Олег Вечный Олег

Олег Меньшиков рассказал, почему думает о смерти, хотя умирать не собирается

Esquire
Лучшие книги Стивена Кинга: топ-11 произведений по мнению читателей Лучшие книги Стивена Кинга: топ-11 произведений по мнению читателей

Подборка самых выдающихся романов короля ужасов Стивена Кинга

Playboy
Бегущий на лезвиях Бегущий на лезвиях

Дмитрий Мурлычкин стал первым в соревнованиях по Ice Cross

Men’s Health
Cталинская библия. Лев Симкин: Как живые. Образы «Площади революции»: Знакомые и забытые Cталинская библия. Лев Симкин: Как живые. Образы «Площади революции»: Знакомые и забытые

Отрывки из книги «Как живые» Льва Симкина

СНОБ
На стороне силы: рассказ человека, 15 лет работавшего на итальянскую мафию На стороне силы: рассказ человека, 15 лет работавшего на итальянскую мафию

У кого искать защиты маленькому человеку в маленьком городе?

Вокруг света
«Вы замечали, что они всегда беременны?» «Вы замечали, что они всегда беременны?»

Какими видели кошек Уорхол, Пригов, Пикассо и другие кошатники

Weekend
Искусство нахлыста. Кто умеет, тот ловит Искусство нахлыста. Кто умеет, тот ловит

В России нахлыст считается уделом тех, кто устал от обычной рыбалки

4x4 Club
Топ-10: классические триллеры, которые лишат тебя сна Топ-10: классические триллеры, которые лишат тебя сна

Самые крутые триллеры, качество которых не подлежит сомнению

Cosmopolitan
Срезал разметку при повороте одним колесом. Как за это накажут Срезал разметку при повороте одним колесом. Как за это накажут

Что ждет водителей, которые срезают углы при поворотах?

РБК
Топ-10 неожиданных фактов о младенцах Топ-10 неожиданных фактов о младенцах

Самых необычных физических особенностях младенцев

Популярная механика
Семейное дело. 5 привычек, которые научат ребенка бережно относиться к природе Семейное дело. 5 привычек, которые научат ребенка бережно относиться к природе

Советы, которые помогут увлечь ребенка заботой об экологии

СНОБ
Могут ли микробы, поедающие пластик, решить проблему утилизации Могут ли микробы, поедающие пластик, решить проблему утилизации

Биолог надеется найти микроорганизмы, которые помогут решить проблему утилизации

Популярная механика
Геном современных людей оказался уникален на 1,5–7 процентов Геном современных людей оказался уникален на 1,5–7 процентов

Большая часть генетических изменений в человеке произошла 630 тысяч лет назад

N+1
Чем кроссовер отличается от внедорожника Чем кроссовер отличается от внедорожника

Наш гид по главным автомобилям современности: кроссоверам и внедорожникам

Maxim
Российские физики установили алмазные детекторы на Большой адронный коллайдер Российские физики установили алмазные детекторы на Большой адронный коллайдер

Алмазные датчики помогут получить новые данные об устройстве материи

Популярная механика
Косметика от звезд: кто оказался крут, а кто провалился Косметика от звезд: кто оказался крут, а кто провалился

Многие селебрити запускали бренды косметики. Кому из них удалось удержаться?

Cosmopolitan
Поединок с астмой Поединок с астмой

Опытный врач отвечает на самые важные вопросы о бронхиальной астме

Лиза
Цербер Святой Елены Цербер Святой Елены

Кем был генерал Хадсон Лоу?

Дилетант
А в ресторане А в ресторане

Лев Рубинштейн — о магии приема пищи в общественных местах

GQ
4 важных правила этикета современного секса, которые должен соблюдать каждый 4 важных правила этикета современного секса, которые должен соблюдать каждый

Прогресс затронул не только технику, но и интим

Playboy
Тачанка XXI века, или Что такое «техникал» Тачанка XXI века, или Что такое «техникал»

Пикап, пулемет, сварочный аппарат…

Maxim
Маршрут построен: как Брэнсон исполнил свою мечту о космосе Маршрут построен: как Брэнсон исполнил свою мечту о космосе

Как миллиардер Ричард Брэнсон 17 лет шел к полету в космос

Forbes
Яд, пластырь, афродизиак: что можно получить из одного жучка Яд, пластырь, афродизиак: что можно получить из одного жучка

Удивительные факты о жуках-нарывниках

Вокруг света
Oops!.. I Did It Again: лучшие роли и камео  Бритни Спирс Oops!.. I Did It Again: лучшие роли и камео  Бритни Спирс

Самые яркие роли Бритни Спирс

Cosmopolitan
Открыть в приложении