Автомобильное и пешеходное путешествие по Кавказу

4x4 ClubПутешествия

Северный Кавказ. За пределами дорог

Текст и фотографии Анастасия Костянова

Впервые мы оказались на Кавказе в 2015-м, отправившись с годовалым сыном на море и по дороге почти на месяц застряв в сказочном мире гор. С тех пор каждое лето мы возвращаемся в эти места и каждая новая поездка становится открытием. Так вышло и на этот раз. Мы решили опробовать новый формат путешествия, где наряду с автомобильными забросками, останется место для пешеходных маршрутов, которые помогут проникнуть в уникальный и недоступный, даже на самой подготовленной машине, мир озёр, ледников и вершин.

Баксанское ущелье всем хорошо известно. Ежегодно по этой витиеватой дороге тысячи туристов отправляются к величайшей вершине Европы – двуглавому Эльбрусу. Летом обычно едут за живописными видами на Главный Кавказский хребет, а самые отчаянные стремятся взойти на вершину (высочайшая точка – 5 642 метра). Зимой же это место превращается в популярный горнолыжный курорт. Но большинство приезжающих даже не догадываются сколько интересного скрыто в диких ущельях Кабардино-Балкарии. Пройдя привычным путём от трассы «Кавказ» по Баксанскому ущелью, за посёлком Эльбрус мы свернули на небольшую дорожку. Старенький асфальт вдоль бурлящей горной речки Адыл-Су повёл нас в гору. Спустя семь километров серпантин упёрся в альплагерь «Джантуган». Сегодня это симпатичное и неплохо сохранившееся для своих лет сооружение (1975 года постройки) законсервировано, хотя вплоть до 1990 года пользовалось огромной популярностью. Сразу за корпусом на горном склоне раскинулся палаточный городок. До него мы добрались уже вечером и в разгар туристического сезона (середина июля), найти место под палатки оказалось невозможно. Единственный свободный клочок земли оставался на каменистом побережье Адыл-Су. Вообще-то, лагерь в непосредственной близости от горной реки противоречит нашим правилам ночёвки, но солнце, скрывшееся за хребтом, не оставляло выбора. К тому же, успокаивало то, что от воды нас отделял высокий берег, а прогноз на ближайшие дни обещал «солнце, без осадков». Однако, печальная известность этого ущелья не давала уснуть. Место, где мы поставили палатки, четыре года назад было руслом. По нему, сметая всё на своём пути, неслись тонны воды, грязи и камней.

Несмотря на бессонную ночь, мы решили не терять время и двинулись в сторону пограничного КПП. Машины остались в лагере – продолжить путь от заставы можно только пешком и при наличии пропуска в погранзону. В Адыл-Су немало интересных треков, но после знакомства с историей ущелья, мы точно знали куда хотим. Практически весь маршрут проходит по автодороге. Свежих автомобильных следов нет, но теоретически ничего не мешало бы проехать здесь внедорожнику с хорошим клиренсом. Кроме статуса погранзоны, разумеется. Мы же были рады, что шли именно пешком – столько красоты и деталей открывается, когда не следишь за картой и дорогой. Но настоящая эйфория охватила нас, когда взобравшись на очередной перевал, мы увидели панораму Главного Кавказского хребта и горное озеро Башкара, которое было источником уже упомянутого селя. Тогда озеро переполнилось, прорвало грунтовую перемычку и накопившаяся вода, цепляя по пути камни и деревья, обрушилась в ущелье. Сегодня оно не представляет опасности, во многом благодаря профилактическим мерам и постоянному мониторингу.

Не успели мы вернуться в Баксанское ущелье, связывающее Приэльбрусье с цивилизацией, как в соседнем посёлке Верхний Баксан вновь ушли в сторону. А там, через пару сотен метров, дорога закончилась. И это не значит, что асфальт перешёл в грунтовку – она закончилась совсем, упёршись в отвесную скалу. Докторский перевал всегда был препятствием для желающих попасть в сказочный мир Адыр-Су, но если раньше приходилось преодолевать 60-метровую скальную ступень рассчитывая только на свои силы, то с 1960-х годов это можно сделать с помощью грузовой платформы. Собственно, мы планировали посещение Адыр-Су в том числе и ради этого лифта. Мы заехали на скрипящий под колёсами деревянный настил и поплыли вверх. Учитывая, что перила на платформе есть только спереди, потому что проезд машины через неё является сквозным, подъём не рассчитан на слабонервных. Мы поднимались всё выше по склону скалы, с одной из сторон обрывавшейся в русло реки, а механизмы прошлого века скрипели всё сильнее. В самой конструкции, к слову, всё просто. Принцип фуникулёра: платформа движется по рельсам на лебёдках, которыми управляет механик из рубки наверху. Он же встречает гостей ущелья и берёт плату за проезд. Аттракцион в обе стороны обходится в тысячу рублей с машины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Простатит Простатит

Простатит – золотое дно для медицины и страшный сон для любого мужчины

Maxim
Широкие натуры: 5 самых щедрых мужчин по знаку зодиака Широкие натуры: 5 самых щедрых мужчин по знаку зодиака

Мужчин каких знаков точно нельзя назвать скрягами. Лови наш топ-5

VOICE
Особенности туристической подготовки внедорожников Особенности туристической подготовки внедорожников

Уроки школы автотуризма: как подготовить внедорожник к экспедиции

4x4 Club
Жучей смазке нашли применение в микроробототехнике Жучей смазке нашли применение в микроробототехнике

Суставный секрет жуков может стать перспективным смазывающим материалом

N+1
LADA Niva Travel. Пройти по краю LADA Niva Travel. Пройти по краю

Мы с похорошевшей LADA Niva Travel не церемонились и загнали её прямо в грязь

4x4 Club
Почему ходьба жизненно необходима и сколько нужно гулять в день Почему ходьба жизненно необходима и сколько нужно гулять в день

Прогулка — самый простой источник радости и смысла, уверен Эрлинг Кагге

РБК
Пора начать путешествовать по России Пора начать путешествовать по России

Как провести отпуск, не выезжая за границу?

GQ
Насос вместо лейки: как настроить полив дождевой водой на даче Насос вместо лейки: как настроить полив дождевой водой на даче

Выбираем насос и систему полива, которая будет бочку с водой или колодец

CHIP
Паоло Клеричи: «Я работаю, чтобы жить» Паоло Клеричи: «Я работаю, чтобы жить»

Правила бизнеса Паоло Клеричи, патриарха семейного бизнеса Coeclerici

Forbes
Цербер Святой Елены Цербер Святой Елены

Кем был генерал Хадсон Лоу?

Дилетант
Как пережить жару, холод и стресс: советы «Ледяного человека» Как пережить жару, холод и стресс: советы «Ледяного человека»

Вим Хоф известен как человек, умеющий переносить экстремальный холод

Популярная механика
«Осторожно, секс!»: 5 историй о травмах, полученных в порыве страсти «Осторожно, секс!»: 5 историй о травмах, полученных в порыве страсти

Какие бывают последствия у бурного, но неосторожного секса

Psychologies
Комки Биша: резать, оставить, уменьшить и почему? Комки Биша: резать, оставить, уменьшить и почему?

Что такое комки Биша и почему все хотят их удалить?

VOICE
Без черной звезды Без черной звезды

Почему Тимати ушел из Black Star и чем он сейчас занимается

Forbes
Статистика: 10 мобильных приложений, которые больше всего раздражают, и 10 — которые приносят удовольствие Статистика: 10 мобильных приложений, которые больше всего раздражают, и 10 — которые приносят удовольствие

Как приложения делают людей довольными, а какие выводят из себя

Maxim
5 неочевидных ошибок, которые больше всего раздражают инвесторов 5 неочевидных ошибок, которые больше всего раздражают инвесторов

Отрывок из книги Ларисы Катышевой «Как презентовать проект»

Inc.
Как общаться с нетактичными людьми: 5 действенных стратегий Как общаться с нетактичными людьми: 5 действенных стратегий

Как защититься и добиться своего в общении с непростыми людьми

Psychologies
Тише, знамя российского спорта. Зачем нашим спортсменам велят молчать о политике Тише, знамя российского спорта. Зачем нашим спортсменам велят молчать о политике

Олимпийский комитет России вручил спортсменам свои напутствия

СНОБ
Как приманить удачу: 4 секрета везучих людей Как приманить удачу: 4 секрета везучих людей

Удача — это внутренняя позиция, а не стечение обстоятельств

Psychologies
Зависит от возраста: как правильно худеть в 30, 40 и 50 лет Зависит от возраста: как правильно худеть в 30, 40 и 50 лет

Почему при похудении стоит принимать во внимание возраст

Cosmopolitan
Достойны восхищения: фильмы о великих женщинах Достойны восхищения: фильмы о великих женщинах

Десять великих женщин, о которых сняли удивительные фильмы

Cosmopolitan
Пополам или по уму? Пополам или по уму?

Кто за что платит, когда взрослые дети живут с родителями

Лиза
5 самых мудрых знаков зодиака: дадут совет и прикроют в сложной ситуации 5 самых мудрых знаков зодиака: дадут совет и прикроют в сложной ситуации

Мудрость – такое качество, которое можно трактовать по-разному

Cosmopolitan
Оригинал или подделка? 6 критериев выбора сумки Michael Kors Оригинал или подделка? 6 критериев выбора сумки Michael Kors

Рассказываем об особенностях аутентичных аксессуаров Michael Kors

Cosmopolitan
Топим жир: как правильно сушиться, чтобы хвастаться прессом летом Топим жир: как правильно сушиться, чтобы хвастаться прессом летом

Как правильно войти в режим «сушки», чтобы не повредить здоровью

VOICE
Вся правда о холестерине Вся правда о холестерине

Кому действительно нужно его снижать и на что способны статины?

Лиза
Свидания в Париже: записки в кафе, красная помада и радость жизни Свидания в Париже: записки в кафе, красная помада и радость жизни

Что действительно отражает особенности поведения жителей Парижа?

Psychologies
Болезни, от которых страдают гиперответственные люди Болезни, от которых страдают гиперответственные люди

Как на наше физическое состояние влияет избыточная ответственность?

Psychologies
Су-75 за $30 млн: что известно о новом ЛТС Checkmate Су-75 за $30 млн: что известно о новом ЛТС Checkmate

Что известно о новом российском военном самолёте?

Популярная механика
Американских кроликов не удалось одомашнить из-за их асоциальности Американских кроликов не удалось одомашнить из-за их асоциальности

Коренные жители Америки не сумели одомашнить местные виды кроликов

N+1
Открыть в приложении