Автомобильное и пешеходное путешествие по Кавказу

4x4 ClubПутешествия

Северный Кавказ. За пределами дорог

Текст и фотографии Анастасия Костянова

Впервые мы оказались на Кавказе в 2015-м, отправившись с годовалым сыном на море и по дороге почти на месяц застряв в сказочном мире гор. С тех пор каждое лето мы возвращаемся в эти места и каждая новая поездка становится открытием. Так вышло и на этот раз. Мы решили опробовать новый формат путешествия, где наряду с автомобильными забросками, останется место для пешеходных маршрутов, которые помогут проникнуть в уникальный и недоступный, даже на самой подготовленной машине, мир озёр, ледников и вершин.

Баксанское ущелье всем хорошо известно. Ежегодно по этой витиеватой дороге тысячи туристов отправляются к величайшей вершине Европы – двуглавому Эльбрусу. Летом обычно едут за живописными видами на Главный Кавказский хребет, а самые отчаянные стремятся взойти на вершину (высочайшая точка – 5 642 метра). Зимой же это место превращается в популярный горнолыжный курорт. Но большинство приезжающих даже не догадываются сколько интересного скрыто в диких ущельях Кабардино-Балкарии. Пройдя привычным путём от трассы «Кавказ» по Баксанскому ущелью, за посёлком Эльбрус мы свернули на небольшую дорожку. Старенький асфальт вдоль бурлящей горной речки Адыл-Су повёл нас в гору. Спустя семь километров серпантин упёрся в альплагерь «Джантуган». Сегодня это симпатичное и неплохо сохранившееся для своих лет сооружение (1975 года постройки) законсервировано, хотя вплоть до 1990 года пользовалось огромной популярностью. Сразу за корпусом на горном склоне раскинулся палаточный городок. До него мы добрались уже вечером и в разгар туристического сезона (середина июля), найти место под палатки оказалось невозможно. Единственный свободный клочок земли оставался на каменистом побережье Адыл-Су. Вообще-то, лагерь в непосредственной близости от горной реки противоречит нашим правилам ночёвки, но солнце, скрывшееся за хребтом, не оставляло выбора. К тому же, успокаивало то, что от воды нас отделял высокий берег, а прогноз на ближайшие дни обещал «солнце, без осадков». Однако, печальная известность этого ущелья не давала уснуть. Место, где мы поставили палатки, четыре года назад было руслом. По нему, сметая всё на своём пути, неслись тонны воды, грязи и камней.

Несмотря на бессонную ночь, мы решили не терять время и двинулись в сторону пограничного КПП. Машины остались в лагере – продолжить путь от заставы можно только пешком и при наличии пропуска в погранзону. В Адыл-Су немало интересных треков, но после знакомства с историей ущелья, мы точно знали куда хотим. Практически весь маршрут проходит по автодороге. Свежих автомобильных следов нет, но теоретически ничего не мешало бы проехать здесь внедорожнику с хорошим клиренсом. Кроме статуса погранзоны, разумеется. Мы же были рады, что шли именно пешком – столько красоты и деталей открывается, когда не следишь за картой и дорогой. Но настоящая эйфория охватила нас, когда взобравшись на очередной перевал, мы увидели панораму Главного Кавказского хребта и горное озеро Башкара, которое было источником уже упомянутого селя. Тогда озеро переполнилось, прорвало грунтовую перемычку и накопившаяся вода, цепляя по пути камни и деревья, обрушилась в ущелье. Сегодня оно не представляет опасности, во многом благодаря профилактическим мерам и постоянному мониторингу.

Не успели мы вернуться в Баксанское ущелье, связывающее Приэльбрусье с цивилизацией, как в соседнем посёлке Верхний Баксан вновь ушли в сторону. А там, через пару сотен метров, дорога закончилась. И это не значит, что асфальт перешёл в грунтовку – она закончилась совсем, упёршись в отвесную скалу. Докторский перевал всегда был препятствием для желающих попасть в сказочный мир Адыр-Су, но если раньше приходилось преодолевать 60-метровую скальную ступень рассчитывая только на свои силы, то с 1960-х годов это можно сделать с помощью грузовой платформы. Собственно, мы планировали посещение Адыр-Су в том числе и ради этого лифта. Мы заехали на скрипящий под колёсами деревянный настил и поплыли вверх. Учитывая, что перила на платформе есть только спереди, потому что проезд машины через неё является сквозным, подъём не рассчитан на слабонервных. Мы поднимались всё выше по склону скалы, с одной из сторон обрывавшейся в русло реки, а механизмы прошлого века скрипели всё сильнее. В самой конструкции, к слову, всё просто. Принцип фуникулёра: платформа движется по рельсам на лебёдках, которыми управляет механик из рубки наверху. Он же встречает гостей ущелья и берёт плату за проезд. Аттракцион в обе стороны обходится в тысячу рублей с машины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Miss Maxim 2021 Miss Maxim 2021

Победительница 2021 года Валерия Богачева

Maxim
Запускал стартапы, чтобы побороть тревожность: история Питера Левелса, который поставил цель сделать 12 сервисов за год Запускал стартапы, чтобы побороть тревожность: история Питера Левелса, который поставил цель сделать 12 сервисов за год

Кто такой Питер Левелс и как он запустил 12 стартапов?

VC.RU
Genesis GV70. Продажа перспектив Genesis GV70. Продажа перспектив

Внешность GV70 действительно впечатляет

4x4 Club
Ольга Бузова, Ксения Собчак, Земфира: 9 самых успешных представительниц шоу-бизнеса Ольга Бузова, Ксения Собчак, Земфира: 9 самых успешных представительниц шоу-бизнеса

Рассказываем о женщинах, которые вошли в список «50 самых успешных звезд»

Forbes
LADA Niva Travel. Пройти по краю LADA Niva Travel. Пройти по краю

Мы с похорошевшей LADA Niva Travel не церемонились и загнали её прямо в грязь

4x4 Club
Археологи раскопали на Тамани позднеантичный грунтовый склеп Археологи раскопали на Тамани позднеантичный грунтовый склеп

В погребении находились останки мужчины старше 50 лет

N+1
Пора начать путешествовать по России Пора начать путешествовать по России

Как провести отпуск, не выезжая за границу?

GQ
5 книг о великих музыкантах 5 книг о великих музыкантах

Подборка книг о великих музыкантах: от Боуи до Владислава Шпильмана

Популярная механика
Виктор Цой. 1984 – 1988 Виктор Цой. 1984 – 1988

«Кино» требует развития, и Цой собирает электрический квартет

Esquire
Да, здравствует изобилие! Новый «Дастер» теперь доступен с турбомотором и вариатором Да, здравствует изобилие! Новый «Дастер» теперь доступен с турбомотором и вариатором

Проверяем новинку от Рено в деле

Maxim
10 книг, чтобы начать разбираться в психологии 10 книг, чтобы начать разбираться в психологии

Читать мысли эти книги вас не научат, но помогут разобраться в психике

РБК
Звезды сериалов в купальниках: как выглядят на пляжах Рудова, Климова и другие Звезды сериалов в купальниках: как выглядят на пляжах Рудова, Климова и другие

Актрисы российских сериалов пользуются повышенным вниманием публики

Cosmopolitan
Новый туристический маршрут — Хакасия: зачем туда ехать и что посмотреть Новый туристический маршрут — Хакасия: зачем туда ехать и что посмотреть

Хакасия — земля пяти стихий

Cosmopolitan
5 ошибок Марии Скуровой, основательницы Perfluence и Mamsy 5 ошибок Марии Скуровой, основательницы Perfluence и Mamsy

Мария Скурова рассказала, какие ошибки совершила за 10 лет своего бизнеса

Inc.
Су-75 за $30 млн: что известно о новом ЛТС Checkmate Су-75 за $30 млн: что известно о новом ЛТС Checkmate

Что известно о новом российском военном самолёте?

Популярная механика
Лжеимператор, поручик-бунтовщик, ссыльный песенник: три дерзких побега с каторги Лжеимператор, поручик-бунтовщик, ссыльный песенник: три дерзких побега с каторги

3 истории побегов с каторги

Вокруг света
Раджапалайям Раджапалайям

Звери с Ольгой Волковой

Weekend
Быстрый и мертвый: самые короткие войны XX века Быстрый и мертвый: самые короткие войны XX века

Обычно война — дело затратное и довольно длительное. Но бывает и по-другому

Вокруг света
Топ-10 неожиданных фактов о младенцах Топ-10 неожиданных фактов о младенцах

Самых необычных физических особенностях младенцев

Популярная механика
Тату-мастерица Марина Крассовка — о свежих трендах среди мужчин, хейте из-за татуировок на женском теле и парных рисунках Тату-мастерица Марина Крассовка — о свежих трендах среди мужчин, хейте из-за татуировок на женском теле и парных рисунках

Восемь вопросов, много интересной информации... и смелая фотосессия

Playboy
Ресторатор Ресторатор

С чего начать, если хочешь открыть свой ресторан

Лиза
Скромница превратилась в сердцеедку: как менялась актриса Екатерина Климова Скромница превратилась в сердцеедку: как менялась актриса Екатерина Климова

Екатерина Климова умело сочетает карьеру в кино и воспитание четверых детей

VOICE
7 исчезнувших видов спорта 7 исчезнувших видов спорта

Самые необычные виды спорта, которые были популярны у наших далеких предков

Maxim
Не в своей тарелке: почему среднестатистический пляжный гардероб такой странный Не в своей тарелке: почему среднестатистический пляжный гардероб такой странный

Что мешает нашим соотечественникам хорошо выглядеть на пляже?

Cosmopolitan
Сон в летнюю ночь Сон в летнюю ночь

Почему возникает бессонница? Причин много и они не всегда очевидны

Лиза
Сооснователь Comedy Club запустил российский аналог Clubhouse Сооснователь Comedy Club запустил российский аналог Clubhouse

Арташес Саркисян и Виталий Дубинин запустили новую голосовую соцсеть GOLOS

Inc.
5 ошибок основательницы Checkme Анастасии Файзуленовой 5 ошибок основательницы Checkme Анастасии Файзуленовой

Как основательница Checkme училась нанимать сотрудников и работать с ними

Inc.
В какие часы лучше всего пить кофе В какие часы лучше всего пить кофе

Когда стоит пить кофе?

Psychologies
«Все цветы мне надоели, кроме „Астры“!»: вспоминаем поколения популярного немецкого хэтча «Все цветы мне надоели, кроме „Астры“!»: вспоминаем поколения популярного немецкого хэтча

Обзор предшественниц культовой модели Opel Astra

Maxim
7 распространенных заблуждений о том, что помогает в жару 7 распространенных заблуждений о том, что помогает в жару

Мы собрали 7 мифов о том, что помогает во время жаркой погоды

Maxim
Открыть в приложении