Выход через офшоры: опасно ли инвестировать в китайские IPO
Крупнейшие китайские компании — Weibo, Tencent, Alibaba — успешно выходили на биржу в США, используя лазейки в законодательстве своей страны. Теперь власти Китая хотят изменить правила выхода местных компаний на IPO. Они начали проверку сервиса заказа такси DiDi, который недавно стал публичным в США, и заставили крупнейшую аудио-платформу страны Ximalaya отказаться от идеи листинга за пределами КНР. С какими рисками столкнуться инвесторы в китайские компании?
Власти Китая больше не хотят, чтобы местные компании проводили IPO на зарубежных биржах. Крупнейшая китайская платформа для подкастинга Ximalaya уже отказалась от планов размещать свои акции в США и вместо этого выбрала Гонконгскую биржу. А акции сервиса заказа такси DiDi рухнули на 11% сразу после успешного размещения на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) из-за требований китайского регулятора удалить его приложение из магазинов. Опасно ли инвестировать в IPO китайских компаний?
Последнее IPO
Сервис заказа такси DiDi стал одной из последних китайских компаний, которые провели листинг за пределами КНР. DiDi, который готовился к IPO несколько лет, вышел на биржу NYSE 30 июня 2021 года и привлек $4,4 млрд. Компания продала 317 млн акций по $14 — верхней границе заявленного ценового диапазона. Таким образом, в рамках IPO инвесторы оценили компанию в $67 млрд, а с учетом конвертации бондов и реализации опционов рыночная стоимость DiDi может превысить $70 млрд, писал The Wall Street Journal со ссылкой на источники. По данным Bloomberg, это второе по величине размещение китайской компании в США после Alibaba, которая привлекла $25 млрд на IPO в 2014 году.
Однако уже через два дня после успешного листинга акции DiDiрухнули почти на 11%. Китайский интернет-регулятор — Управление по вопросам киберпространства — начал проверку компании и запретил на это время регистрировать в сервисе новых пользователей. Цель проверки — защита национальной безопасности, заявил регулятор. 5 июля интернет-регулятор потребовал удалить приложение DiDi из всех магазинов, работающих в США. Поводом для расследования стало «серьезное нарушение компанией законодательства в сфере сбора и использования персональных данных», заявило Управление.
Эти меры привели к тому, что акции DiDi