Mitsubishi Outlander. Пчела за шторкой багажника
«Пчёлы бросаются на глаза или летят на дыхание, поэтому лучше вам надеть шляпу пчеловода», — спокойным, но убедительным тоном сказал Фанис Халилов, владелец колодно-бортевой пасеки. Журналисты, стоявшие вокруг, послушно натянули на лица сетки.
Собравшаяся на тест-драйв обновлённого Mitsubishi Outlander пресса, раскрыв рты, переваривала рассказ о жизни летающе-жалящих насекомых. Известный на всю страну пчеловод, у которого побывали все федеральные и местные телеканалы, а также знаменитости разного формата (кроме Моргенштерна, хоть он и из Уфы), выдал массу захватывающих подробностей.
У тебя ещё хоботок не вырос
Фанис огорошил нас новыми стандартами натуральности медового продукта. Оказывается, мёд из квадратных ульев — это ерунда. Чёрт знает что, а не мёд! Настоящий продукт получается только старым бортевым методом, то есть в дуплах деревьев, и делать его могут исключительно башкирские пчёлы. Любые другие собирающие нектар твари, будь они хоть из Александровского сада, достойный мёд не произведут. Потому что у них хоботок короткий.
Башкирская пчела семьдесят раз пропускает весь накопленный в улье мёд через себя и в результате он оказывается правильно ферментированным. Его «октановое число» начинается с 32-х, тогда как алтайская пчела делает это всего раз тридцать и показатели качества её мёда начинаются с восьми единиц. Так сказал Фанис. Речь разумеется не об октановом числе, просто он решил развлечь автомобильных писак. Это диастазное число — основной индикатор натуральности и зрелости мёда. У башкирского оно высокое. Правда алтайцы так не считают, и если им сказать про «восьмёрку» — могут ударить.
«Мёд очень любят и медведи, и мыши, и куницы, и шершни!» — продолжал знаменитый пасечник. С древних времён бортники боролись с медведями, разоряющими улья в дуплах. Происходило это следующим образом. Над дуплом подвешивали на цепи бревно и медведь, стараясь его оттолкнуть, получал им по голове. Борьба с бревном могла продолжаться до получаса, после чего обессиленный зверь падал на пятую точку с высоты 6-7 метров. «Причём, приземлялся он не на мягкий дёрн, а на воткнутые в землю колья. Таким образом бортник не только спасал мёд, но и получал много другого ценного сырья», — подвёл итог Фанис, уверив нас, что сегодня так делать уже не принято.