100 лет балет: как правнучка Николая Лескова стала прима-балериной в Рио-де-Жанейро
Правнучка писателя Николая Лескова, крестница императрицы Марии Федоровны, артистка, педагог и хореограф Татьяна Лескова родилась в Париже и всю жизнь посвятила балету: танцевала, преподавала и восстанавливала утерянные постановки. В декабре 2022 года ей исполнилось 100 лет. Рассказываем ее удивительную историю
Осенью 1939 года из Лондона в Сидней шел пароход, на палубе которого каждый день происходило нечто странное: держась за поручни, несмотря на качку, несколько десятков человек разучивали балетные па, делали батманы и плие. Одной из них была Татьяна Лескова — правнучка великого писателя, дочь дипломата, балерина, спасающаяся от войны.
В начале декабря 2022 года ей исполнилось 100 лет. Ее жизнь похожа на кино: аристократическая семья и эмигрантская бедность, предвоенный Париж и казино в Рио-де-Жанейро. На краудфандинговой платформе Planeta.ru идет кампания по сбору средств на то, чтобы такой фильм был снят. Вот лишь несколько эпизодов из удивительной биографии Татьяны Лесковой.
Блеск и нищета
Крестной маленькой Тани стала вдовствующая императрица Мария Федоровна (сама на крестинах присутствовать не могла, но прислала своего официального представителя). Такой чести девочка удостоилась потому, что ее бабушка по материнской линии когда-то была фрейлиной, а дед — адъютантом Александра III. По отцовской линии Таня была правнучкой писателя Николая Лескова. Семейство жило в Париже — за несколько лет до этого отец Татьяны получил назначение на дипломатический пост.
Но к 1922 году, когда родилась девочка, блеск титулов померк. Семья бывшего дипломата считала каждый франк. Отец, знавший несколько языков, пытался зарабатывать переводами, но постоянную работу найти не мог — был то экскурсоводом, то водителем такси. Матери пришлось устроиться манекенщицей в модный дом Эльзы Скиапарелли. Когда Тане было девять лет, мать умерла от туберкулеза. Девочке со слабыми легкими, переживающей горе утраты, врач посоветовал физические нагрузки. Бабушка и отец решили отдать ребенка на балет.
Русский балет в это время в Европе «на пике». Моду на него ввел Сергей Дягилев, привезший еще в 1910-е в Париж, Лондон и другие города «Русские сезоны» — гастрольные выступления артистов балета и оперы. Он привлекал лучших артистов, а декорации заказывал известным художникам — Анри Матиссу, Наталии Гончаровой, Михаилу Ларионову. После революции многие русские танцовщики открыли за границей свои студии — это считалось престижным. К 1937 году самыми знаменитыми в Париже были школы Матильды Кшесинской, Ольги Преображенской и Любови Егоровой.