10 старых романтических комедий, прошедших испытание временем
Комедии устаревают быстрее других жанров, а романтические — тем более. Культура свиданий и ухаживаний, стереотипы о сексуальности и этикете между мужчинами и женщинами, меняются быстрее, чем киноиндустрия и люди, принимающие в ней решения. Кинокритик Алиса Таёжная выбрала для Esquire 10 старых прогрессивных романтических комедий, сильно опередивших свое время, где свобода выбора и достоинство главных героев важнее, чем общее любовное настроение.
Ниночка, реж. Эрнст Любич (1939)
Шпионский ромком с невообразимыми для своего времени (а уж тем более для современности) шутками о международной политике, а особенно — об отношениях американцев и СССР. Грета Гарбо играет идеальную советскую гражданку, «товарища», неукоснительно выполняющую правительственное задание: ее миссия — вернуть на родину незаконно вывезенные дореволюционные драгоценности. Украшения собираются продать в Америке трое советских остолопов: местами коллизии «Ниночки» очень напоминают сюжет «Двенадцати стульев». Но в Америке эту полумеханическую женщину с покерфейсом ждет настоящая любовь и превращение из робота режима в живого человека. Все фанаты фильма знают, что ударение в имени главной героини ставится на второй слог: неотразимая НинОчка Греты Гарбо воплощает собой одновременно непостижимую Россию, Снежную королеву и идеологически безупречную коммунистку. Обидно, что с тех пор о России в голливудском кино никто лучше не пошутил, а прошло уже 80 лет.
Филадельфийская история, реж. Джордж Кьюкор (1940)
Отличное семейное кино о сумасшедшем доме накануне «большого дня». Типичный заход для романтической истории — праздничный переполох, во время которого все любовные планы катятся к чертям. После развода богатая американская наследница решается на второй брак, но перед свадьбой понимает, что сейчас совершит вторую ошибку в жизни — жених вызывает у нее уныние или раздражение, а тянет ее к совершенно случайному человеку: репортеру желтой прессы, которому поручено освещать ее свадьбу. Но помимо газетчика и вызывающего зевоту жениха в уравнении появляется еще одна переменная — обалдевший от ревности бывший муж, который прилетает аж с другого континента: то ли из любви, то ли из духа соревновательности. Казалось бы — конец американских 30-х: женщина, бери что дают и не капризничай. Но голливудский мейнстрим того времени без ума от сильных женских персонажей, которые не соглашаются на легкие варианты и, даже если через выбор возлюбленных, утверждаются в праве на личное счастье по своему усмотрению.
Его девушка пятница, реж. Говард Хоукс (1940)
Как я уже писала выше, голливудские ромкомы 30-х и 40-х годов — зрелище внезапно ободряющее, особенно для тех, кто со старым кино плохо знаком. По совокупности разных причин многие точные шутки об отношениях полов и самые хлесткие реплики женским героиням были придуманы в комедиях накануне Второй мировой войны. Так что и «Воспитание крошки», и «Леди Ева», и «Это случилось однажды ночью» — отличные компаньоны на вечер трудного дня: сильные и строптивые женщины то и дело укрощают упрямых мужчин, а война полов — базовый конфликт. «Его девушка пятница» — самый искристый и болтливый ромком той эпохи: вероятно, потому что он — о журналистах. К мужу-начальнику, работающему редактором, приходит бывшая жена-журналистка с просьбой принять заявление об увольнении, потому что выходит замуж (тогда было принято завершать карьеру перед браком). Меньше всего бывший муж верит, что амбициозной женщине, которую он так хорошо знает, хочется пожертвовать работой раз и навсегда, а еще ему любопытно встретить и поставить на место ее нового избранника. Едкие комментарии в адрес друг друга будут вылетать из уст персонажей как автоматная очередь.