Золотой резерв. Почему женщинам из России проще строить международную карьеру
За последние два месяца произошло сразу два громких назначения женщин из России на топовые позиции в глобальных корпорациях. Эксперты Ward Howell проанализировала более 50 профилей российских менеджеров, с 2014 года переехавших из России в другие страны, чтобы занять руководящие посты, а затем попросили 17 HR-директоров и менеджеров по подбору персонала из европейских штаб-квартир назвать три главных компетенции, необходимые для успешной карьеры на международном уровне
С ноября 2019 года Екатерина Петелина, генеральный директор Visa в России, займет пост главного операционного директора Visa в регионе Северная Америка. Это событие привлекает внимание, вызывает гордость и вдохновляет. Дело не только в том, что россиянин становится членом топ-команды в одной из крупнейших глобальных компаний. Подобные назначения, хотя и не часто, но происходят. Вспомним Дмитрия Покалюхина, переехавшего в штаб-квартиру Adidas на роль старшего вице-президента по глобальным финансам. Или Виктора Шевцова, с 2015 по 2018 гг. управляющего цепями поставок Carlsberg в Азии и Африке. Международные ротации талантливых руководителей — обычное дело для транснациональных компаний. Но на сей раз по-настоящему значимую позицию получил не просто заслуживший этого менеджер, а менеджер-женщина.
За последние два месяца это уже второе громкое назначение женщины из России на высокий пост в международной компании. В августе (месяц, когда, кстати, отмечается международный день равенства женщин) Нигяр Махмудова стала исполнительным вице-президентом в штаб-квартире компании Danone, перейдя на эту позицию с роли глобального президента Mars Pet Nutrition. В контексте горячей темы равных гендерных прав в политике и бизнесе хочется всмотреться в эти новости внимательнее. Справедливо ли предположение, что деятельным женщинам проще получить высокое карьерное признание за рубежом?
На первый взгляд это наиболее логичное объяснение. В России вопрос о гендерном равенстве предпочитают не обсуждать, — мужчинам недосуг, женщинам как-то неловко. В прошлом году Госдума отклонила законопроект о государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации. Кажется, что для наших законодателей это не самая насущная проблема. Серьезного лобби со стороны самих женщин нет. Тематические проекты, которые подобно ForbesWoman, стремятся привлечь к теме внимание широкой общественности и вдохновить женщин занять более активную позицию — единичны. Мои собственные диалоги с руководителями и собственниками отечественных компаний показывают, что бизнес-выгоды женского лидерства для них, мягко говоря, не очевидны.
В то же время на протяжении последних десятилетий в развитых странах активно продвигается идея о том, что присутствие женщин в менеджменте очень желательно, так как способствует достижению более высоких результатов. Многочисленные исследования, к числу которых относится знаменитый отчет команды US Davis, указывают на то, что компании с женщинами на высших руководящих позициях относятся к топ-перформерам, а гендерное разнообразие повышает конкурентоспособность команды. В США увеличение доли женщин в советах директоров поддерживается на законодательном уровне. В ряде европейских стран действуют нормативные акты о гендерных квотах, гарантирующие увеличение доли женщин на управляющих позициях. Международные компании принимают в расчет количество женщин в топ-менеджменте, — это повышает эффективность управления и позитивно принимается инвесторами и обществом.