История первой гимназии Санкт-Петербургской Академии наук

Знание – силаИстория

Гимназия Санкт-Петербургской Академии наук: создание и становление

Владимир Соболев

Одним из важных результатов широкой реформаторской деятельности императора Петра Великого стало создание Санкт-Петербургской Академии наук. «Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств», одобренный императором, предусматривал организацию в ее структуре и академической гимназии, «в которой младые люди нужным наукам обучаются», – первого в России учебного заведения такого типа.

Готлиб Байер

Чтобы организовать гимназию и создать возможности управления ею со стороны властных структур, был приглашен из Пруссии проректор Кёнигсбергской Кафедральной школы, профессор древностей Готлиб (Теофил) Зигфрид Байер. В декабре 1725 года президент Академии наук Лаврентий Блюментрост заключил с ним контракт, по которому Байер получал право создать гимназию по представленному им проекту и заведовать ею. По замыслу ученого, занятия в гимназии должны были проводиться четыре дня в неделю, всего по семи предметам: языки немецкий, французский, латынь и греческий; а также по арифметике, геометрии и географии. В числе первых преподавателей гимназии были Герхард Фридрих Миллер, Георг Вольфганг Крафт, Иван Семенович Горлицкий и другие.

Лаврентий
Блюментрост

Согласно сведениям, извлеченным нами из «Табели ученикам гимназии», в течение 1726 года были приняты на обучение 112 человек, а в 1727 году – 58. В этот первый прием в гимназию поступили молодые люди, которые впоследствии внесли весомый вклад в развитие российской науки: В. Адодуров, П. Кондонди, И. Тауберт и др. С первых дней существования гимназии состав ее учащихся был интернациональным. Среди первых гимназистов были: грек Л. Адмирос, молдаванин Г. Бантыш, «горский черкес» Т. Ассанбеков и др. Были учащиеся и из немецких семей, живших в Петербурге. Конечно, не всем из поступивших удавалось с успехом окончить гимназию, – некоторые бросали учебу. Кроме того, с самого момента учреждения в гимназию принимали детей не только для прохождения всего курса обучения, но и для изучения только некоторых предметов, особенно «новых» иностранных языков.

Первое время гимназия располагалась в двух зданиях на Петербургском острове – в доме П. П. Шафирова и доме И. П. Строева. Весной 1728 года ее перевели на Васильевский остров, во вновь отстроенный дворец царицы Прасковьи Федоровны, который правительство передало Академии наук. И только в 1747 году для университета и гимназии было впервые предоставлено отдельное специальное здание на том же Васильевском острове – дом баронов Строгановых.

В 1728 году количество детей, поступивших в академическую гимназию, резко сократилось – их оказалось всего двадцать шесть. Это было вызвано тем, что двор императора Петра II переехал в Москву, а вслед за ним туда же переехали и многие знатные фамилии с детьми. Академия наук предприняла энергичные меры к тому, чтобы наполнить состав учащихся за счет приема детей из семей невысокого социального положения, и в следующем, 1729 году в гимназию поступили уже 74 человека. Среди них были дети адмиралтейских десятских и плотников, солдат, мастеровых… Правда, такие ученики чаще всего не оканчивали полного курса обучения.

Через несколько лет на долю гимназии выпало еще одно серьезное испытание: в 1731 году в Санкт-Петербурге был учрежден Кадетский (Шляхетский) корпус. Окончившим его корпус давал право получения классных чинов по действовавшей «Табели о рангах», а значит – право поступления на государственную службу. Те же, кто окончил академическую гимназию, никаких прав по государственной службе не получали. В связи с этим резко возросло число «абитуриентов» в корпус, а количество желавших поступить в гимназию, соответственно, сократилось. Теперь гимназия должна была рассчитывать только на учеников – представителей низшего сословия и на детей иностранных подданных, у которых права поступления на учебу в Шляхетский корпус не было.

Кадетский корпус

В первые десятилетия органы государственной власти практически не регламентировали деятельности ни Академии наук, ни, соответственно, академической гимназии. Поэтому профессора, на которых Академия возлагала функции руководства гимназией, не раз пытались разрабатывать свои организационно-нормативные документы, необходимые для ее повседневной жизни. В сентябре 1731 года Теофил Байер ввел в действие разработанную им «Инструкцию ректору и учителям гимназии» (12 листов на немецком языке). В соответствии с этим документом гимназия подразделялась на две школы: немецкую и латинскую. В «Инструкции» излагалась методика преподавания и объяснения ученикам материала, организация проверки их знаний и др.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Автобудущее Автобудущее

Мы находимся на пороге одних из самых быстрых перемен в работе транспорта

Популярная механика
«Ничего не успеваю»: что такое синдром «белого кролика» «Ничего не успеваю»: что такое синдром «белого кролика»

Почему вам постоянно не хватает времени?

Psychologies
Как размножаются математики Как размножаются математики

Каждый путь математика к звездам проходит через тернии

Знание – сила
Украшения Украшения

Оригинальная форма, полёт фантазии и виртуозная техника исполнения

Robb Report
Додекаэдры Древнего Рима Додекаэдры Древнего Рима

Археологов давно волнуют странные предметы, попадающиеся при раскопках в Риме

Наука и жизнь
Время Пегаса. Осеннее небо Время Пегаса. Осеннее небо

Этой осенью продолжаем разговор о созвездиях семейства Персея

Наука и жизнь
С распахнутыми глазами С распахнутыми глазами

Говоря о Вальтере Скотте, мы часто употребляем слово «первый»

Дилетант
Микробы, боги, первопредки Микробы, боги, первопредки

Наше прошлое действительно может быть связано с суровыми северными богами

ТехИнсайдер
Легкой поступью Легкой поступью

Если болит стопа при ходьбе: 6 главных причин и лечение

Лиза
10 неожиданных вопросов к Тане Ткачук из группы «Моя Мишель» 10 неожиданных вопросов к Тане Ткачук из группы «Моя Мишель»

Таня Ткачук вспомнила детство, поделилась мудростью и закончила несколько фраз

VOICE
«Государство не может идти на поводу у бизнеса» «Государство не может идти на поводу у бизнеса»

Михаил Беляев рассказал о новых трендах экономического развития России

FP. BusinessReview
«Вместе навсегда» «Вместе навсегда»

8 правил, которые помогут спасти брак

Лиза
Лесам выдают паспорта Лесам выдают паспорта

Неисчерпаемость лесных ресурсов России может быстро подойди к концу

Наука
Сезон открытий Сезон открытий

Программа минимум в Астраханской области: Волга, вобла и арбузы

Лиза
Советский супервездеход: УАЗ-3907 «Ягуар» Советский супервездеход: УАЗ-3907 «Ягуар»

УАЗ-3907 «Ягуар» легко проходил огонь и воду, но медных труб не услышал

Maxim
Любовь, обиды, травмы и панк-рок: семь фильмов об отношениях матери и дочери Любовь, обиды, травмы и панк-рок: семь фильмов об отношениях матери и дочери

Фильмы, в которых отношения между матерью и дочерью принимают самую разную форму

Forbes
Минпромторг — о том, как ускорить рост производств в России Минпромторг — о том, как ускорить рост производств в России

Минпромторг реализует целый комплекс мер государственной поддержки

ФедералПресс
Андрей Коняев: «Наука теряет монополию на описание мира» Андрей Коняев: «Наука теряет монополию на описание мира»

Почему науку сравнивают с гаданием на картах таро

РБК
Шай Шай

Художник Шай Азулай — звучит как музыка, и мир вокруг него мелодичен

Seasons of life
Цифровые улики: как соцсети помогают находить активы и выигрывать суды Цифровые улики: как соцсети помогают находить активы и выигрывать суды

Как социальные сети могут использовать против владельца страницы

Forbes
«Депп против Херд»: как соцсети стали главным судьей в деле двух голливудских актеров «Депп против Херд»: как соцсети стали главным судьей в деле двух голливудских актеров

Почему публичное разбирательство двух звезд превратилось в культурный феномен

Forbes
Воспоминания — и дом, и путь нашей жизни Воспоминания — и дом, и путь нашей жизни

Разговор с режиссером Рут Хоф и её мужем Гаем Сааром Русо

Seasons of life
Только бот простит Только бот простит

Как мы меняем искусственный интеллект и как искусственный интеллект меняет нас

Правила жизни
Как быстро избавиться от синяка: 8 эффективных методов Как быстро избавиться от синяка: 8 эффективных методов

Домашние средства, которые ускорят заживление синяка

ТехИнсайдер
Екатерина Дурова: «Гадалка сказала отцу: «Тебя нет. Ты давно умер». Он действительно много раз мог погибнуть» Екатерина Дурова: «Гадалка сказала отцу: «Тебя нет. Ты давно умер». Он действительно много раз мог погибнуть»

Было абсолютно очевидно, Лев Дуров так и остался главным человеком в ее жизни

Коллекция. Караван историй
Возможно ли построить ВСМ Москва — Петербург за 3 года во время санкций Возможно ли построить ВСМ Москва — Петербург за 3 года во время санкций

О строительстве высокоскоростной ж/д магистрали между Москвой и Петербургом

ФедералПресс
8 ошибок психологов, которые выдают непрофессионалов 8 ошибок психологов, которые выдают непрофессионалов

Как понять, что перед вами психолог-профессионал?

Psychologies
Минвостокразвития России о туризме: «Сперва нужно создавать условия» Минвостокразвития России о туризме: «Сперва нужно создавать условия»

Как развивается дальневосточный туризм и чем в силах помочь коренные народы

ФедералПресс
Уметь = преуспеть Уметь = преуспеть

Есть такие особенные умения, которые пригодятся везде и всегда

Добрые советы
Были и небылицы Были и небылицы

История — это то, чего не происходило, описанное тем, кто никогда там не был

Дилетант
Открыть в приложении