История первой гимназии Санкт-Петербургской Академии наук

Знание – силаИстория

Гимназия Санкт-Петербургской Академии наук: создание и становление

Владимир Соболев

Одним из важных результатов широкой реформаторской деятельности императора Петра Великого стало создание Санкт-Петербургской Академии наук. «Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств», одобренный императором, предусматривал организацию в ее структуре и академической гимназии, «в которой младые люди нужным наукам обучаются», – первого в России учебного заведения такого типа.

Готлиб Байер

Чтобы организовать гимназию и создать возможности управления ею со стороны властных структур, был приглашен из Пруссии проректор Кёнигсбергской Кафедральной школы, профессор древностей Готлиб (Теофил) Зигфрид Байер. В декабре 1725 года президент Академии наук Лаврентий Блюментрост заключил с ним контракт, по которому Байер получал право создать гимназию по представленному им проекту и заведовать ею. По замыслу ученого, занятия в гимназии должны были проводиться четыре дня в неделю, всего по семи предметам: языки немецкий, французский, латынь и греческий; а также по арифметике, геометрии и географии. В числе первых преподавателей гимназии были Герхард Фридрих Миллер, Георг Вольфганг Крафт, Иван Семенович Горлицкий и другие.

Лаврентий
Блюментрост

Согласно сведениям, извлеченным нами из «Табели ученикам гимназии», в течение 1726 года были приняты на обучение 112 человек, а в 1727 году – 58. В этот первый прием в гимназию поступили молодые люди, которые впоследствии внесли весомый вклад в развитие российской науки: В. Адодуров, П. Кондонди, И. Тауберт и др. С первых дней существования гимназии состав ее учащихся был интернациональным. Среди первых гимназистов были: грек Л. Адмирос, молдаванин Г. Бантыш, «горский черкес» Т. Ассанбеков и др. Были учащиеся и из немецких семей, живших в Петербурге. Конечно, не всем из поступивших удавалось с успехом окончить гимназию, – некоторые бросали учебу. Кроме того, с самого момента учреждения в гимназию принимали детей не только для прохождения всего курса обучения, но и для изучения только некоторых предметов, особенно «новых» иностранных языков.

Первое время гимназия располагалась в двух зданиях на Петербургском острове – в доме П. П. Шафирова и доме И. П. Строева. Весной 1728 года ее перевели на Васильевский остров, во вновь отстроенный дворец царицы Прасковьи Федоровны, который правительство передало Академии наук. И только в 1747 году для университета и гимназии было впервые предоставлено отдельное специальное здание на том же Васильевском острове – дом баронов Строгановых.

В 1728 году количество детей, поступивших в академическую гимназию, резко сократилось – их оказалось всего двадцать шесть. Это было вызвано тем, что двор императора Петра II переехал в Москву, а вслед за ним туда же переехали и многие знатные фамилии с детьми. Академия наук предприняла энергичные меры к тому, чтобы наполнить состав учащихся за счет приема детей из семей невысокого социального положения, и в следующем, 1729 году в гимназию поступили уже 74 человека. Среди них были дети адмиралтейских десятских и плотников, солдат, мастеровых… Правда, такие ученики чаще всего не оканчивали полного курса обучения.

Через несколько лет на долю гимназии выпало еще одно серьезное испытание: в 1731 году в Санкт-Петербурге был учрежден Кадетский (Шляхетский) корпус. Окончившим его корпус давал право получения классных чинов по действовавшей «Табели о рангах», а значит – право поступления на государственную службу. Те же, кто окончил академическую гимназию, никаких прав по государственной службе не получали. В связи с этим резко возросло число «абитуриентов» в корпус, а количество желавших поступить в гимназию, соответственно, сократилось. Теперь гимназия должна была рассчитывать только на учеников – представителей низшего сословия и на детей иностранных подданных, у которых права поступления на учебу в Шляхетский корпус не было.

Кадетский корпус

В первые десятилетия органы государственной власти практически не регламентировали деятельности ни Академии наук, ни, соответственно, академической гимназии. Поэтому профессора, на которых Академия возлагала функции руководства гимназией, не раз пытались разрабатывать свои организационно-нормативные документы, необходимые для ее повседневной жизни. В сентябре 1731 года Теофил Байер ввел в действие разработанную им «Инструкцию ректору и учителям гимназии» (12 листов на немецком языке). В соответствии с этим документом гимназия подразделялась на две школы: немецкую и латинскую. В «Инструкции» излагалась методика преподавания и объяснения ученикам материала, организация проверки их знаний и др.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Почему болит живот Почему болит живот

Причины болей в животе, о которых вы даже не догадывались

Добрые советы
Притяжение приставки Притяжение приставки

Родство с великими обязывает – так считают потомки Семенова-Тян-Шанского

Вокруг света
Оскар Конюхов: «С детства понимал, что мой отец делает невероятные вещи» Оскар Конюхов: «С детства понимал, что мой отец делает невероятные вещи»

Оскар Конюхов мечтал стать океанологом, но жизнь его сложилась еще лучше

VOICE
Счастье незавершенного гештальта Счастье незавершенного гештальта

Что помогает осознать предназначение и как оно создает нас?

Psychologies
Ведро, чарка, мерзавчик: Как на Руси мерили водку Ведро, чарка, мерзавчик: Как на Руси мерили водку

Почему именно ведро стало точкой отсчета для торговли спиртным

Maxim
Джанхотская усадьба братьев Короленко: история и современность Джанхотская усадьба братьев Короленко: история и современность

Джанхотская усадьба братьев Короленко воссоздает дух ушедшей эпохи

Знание – сила
Путь воды Путь воды

Как цифровизация помогает развивать российское ЖКХ

РБК
Сила и мысли Сила и мысли

Чувство мышцы помогает ее растить. Однако есть нюансы

Men Today
Права категории Е: как получить, инструкция Права категории Е: как получить, инструкция

Права категории Е: как оформить и какой экзамен ждет в ГИБДД

РБК
Если стирка не спасла: как избавиться от стойкого химического запаха новой одежды Если стирка не спасла: как избавиться от стойкого химического запаха новой одежды

Как в домашних условиях избавиться от резкого аромата новой одежды

ТехИнсайдер
Что происходит с морскими жителями во время ураганов? Что происходит с морскими жителями во время ураганов?

Замечают ли обитатели океанов стихию, что бушует на поверхности?

ТехИнсайдер
Тянет на сладкое Тянет на сладкое

3 неожиданных причины, почему вам так хочется сладкого, и что с этим делать

Лиза
Евгений Липовицкий: Как я открыл вселенную автохимии Евгений Липовицкий: Как я открыл вселенную автохимии

Таинственный мир моторных масел, допусков, сертификаторов и других жидкостей

4x4 Club
Анна Хилькевич: «То, что нам нужно, обязательно придет» Анна Хилькевич: «То, что нам нужно, обязательно придет»

Актриса Анна Хилькевич уже вышла навстречу всему хорошему

VOICE
12 главных проблем, которые создает трезвый образ жизни 12 главных проблем, которые создает трезвый образ жизни

Почему воздержание от алкоголя — плохая идея

Maxim
Пульт управления Пульт управления

Дефицит «качественной рабочей силы» зафиксирован в 55% российских компаний

FP. BusinessReview
От секса до любви От секса до любви

Возможна ли любовь без секса и секс без любви?

Men Today
Фёдор Сологуб Фёдор Сологуб

Русский поэт и писатель Фёдор Сологуб глазами Дмитрия Быкова

Дилетант
Чтим кодекс Чтим кодекс

Алименты для пап и еще ряд изменений в законах с сентября 2023 года

Лиза
«Любая эволюция предполагает несовершенства. Это естественно» «Любая эволюция предполагает несовершенства. Это естественно»

Михаил Гельфанд — о лжеученых и своей собственной научной работе

Наука
Что угрожает нашему интеллекту? Что угрожает нашему интеллекту?

Человечество на вершине интеллектуального потенциала! Но что нас ждёт впереди?

Здоровье
Один за всех? Один за всех?

Разбираемся, так ли безопасны и универсальны антибиотики, как кажется

Лиза
Почему у пожилых людей уменьшается рост? Почему у пожилых людей уменьшается рост?

Что такое остеопороз и как он влияет на рост пожилых людей?

ТехИнсайдер
Александр Чулок: «Ключевым показателем общества станет уровень счастья человека» Александр Чулок: «Ключевым показателем общества станет уровень счастья человека»

Что ждет человечество в 2050 году и какие тренды уже сейчас влияют на общество?

РБК
Минпромторг — о том, как ускорить рост производств в России Минпромторг — о том, как ускорить рост производств в России

Минпромторг реализует целый комплекс мер государственной поддержки

ФедералПресс
Есть ли любовь с первого взгляда и как найти своего «принца» Есть ли любовь с первого взгляда и как найти своего «принца»

Возможна ли любовь с первого взгляда и как встретить свою судьбу?

Psychologies
5 одинаковых привычек разных миллиардеров 5 одинаковых привычек разных миллиардеров

Что объединяет финансовых гениев со всего мира

Maxim
«Я выбираю показывать свое тело»: история модели Люси Билл, на коже которой постоянно появляются волдыри «Я выбираю показывать свое тело»: история модели Люси Билл, на коже которой постоянно появляются волдыри

Буллезный эпидермолиз — заболевание, которым страдает модель Люси Билл

VOICE
Обвисшая грудь у мужчин: что это значит и как убрать? Обвисшая грудь у мужчин: что это значит и как убрать?

Разбираемся, почему у мужчин отвисает грудь и как с этим бороться

Maxim
Открыть в приложении