Железная Леди — 2. Какой след Тереза Мэй оставила в истории британской политики
В пятницу, 24 мая, премьер-министр Великобритании со слезами на глазах (хотя никто не верил, что эта строгая женщина умеет публично выражать эмоции) заявила о своей отставке. Она возглавляла британское правительство в один из самых сложных для него периодов: «Брекзит», мучительные переговоры с Европой, внутренний социальный и экономический кризис. Удалось ли Терезе Мэй стать «второй Маргарет Тэтчер», с которой ее так часто сравнивают?
Когда в июле 2016 года Тереза Мэй неожиданно для себя и для многих стала премьер-министром Великобритании, только что проголосовавшей за выход из Евросоюза, лишь ленивый не сравнивал ее со знаменитой «железной леди» Маргарет Тэтчер. Вдвойне удивительно было то, что женщину-лидера снова предоставила Консервативная партия, а вовсе не «прогрессивные» лейбористы или либерал-демократы.
Тереза Мэй пришла на смену череде премьеров, которые были выпускниками престижных частных школ для мальчиков, и показала, что страной могут управлять не только представители привилегированных слоев. Британское общество до сих пор поделено невидимыми границами на социальные классы, и те, кому эти границы удается преодолеть, неизбежно привлекают к себе повышенное внимание и заслуженное уважение. Сейчас уже не так сложно найти в парламенте политиков-консерваторов с корнями из рабочего класса, но за столом кабинета министров их по-прежнему зачастую опережали выходцы из более состоятельных кругов. Ситуация изменилась с приходом к власти Терезы Мэй, в кабинете которой оказалось всего 30% выпускников частных школ, — самый низкий процент за всю послевоенную историю Британии.
Женский вопрос
За спиной у Терезы Мэй был и еще один «неженский» рекорд — шесть с лишним лет на посту главы МВД Великобритании. Эта должность традиционно считается «карьерной могилой» британских политиков, а Мэй сумела не только продержаться на этой должности почти исторически рекордное время, но и добиться весомых результатов. Не все были довольны её целями и методами, особенно в части борьбы с нелегальными – и легальными — мигрантами, но многие отдавали ей должное за достижения в других областях.