Реконструкция аэропортов России должна стать стимулом к экономическому развитию

РБКБизнес

Хаб с глобальными амбициями

Масштабная реконструкция региональных аэропортов России должна стать стимулом к экономическому развитию территорий и повышению мобильности граждан

Текст: Петр Орехин

В феврале 2019 года правительство РФ утвердило «Стратегию пространственного развития страны на период до 2025 года». Одним из основных направлений в ней названа ликвидация инфраструктурных ограничений, в числе важнейших — задача сокращения межрегиональной дифференциации по социально-экономическому уровню. На это же нацелен «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года», ставший тринадцатым национальным проектом. Стоимость плана — 6,35 трлн руб. Это почти четверть всех средств, заложенных правительством на реализацию всех нацпроектов. В «Стратегии пространственного развития…» особо отмечено, что сохраняется «высокий уровень централизации авиационных пассажирских перевозок вследствие недостаточного развития крупных узловых аэропортов». Решать транспортные проблемы предполагается в том числе за счет формирования международных аэропортов-хабов, создания и развития узловых аэропортов в крупных городских агломерациях, реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву.

Шанс для регионов

Мировой и российский опыт показывает, что ни один регион не может быстро расти при слабой транспортной связанности с другими территориями. Возможность принимать большой пассажиро- и грузопоток сама по себе стимулирует деловую активность и туристическую отрасль. «Если аэропорт маломощный, то рейсов в нем будет мало, но если это хаб, то можно иметь расписание с высокой частотой рейсов, а значит, и пассажиров будет много. Это абсолютно другая экономика. Вокруг этого хаба будет развиваться жизнь», — уверен директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

«В России 16 городов с населением более 1 млн человек. Половину из них можно превратить в региональные хабы. Есть поток через Москву, который надо «спрямить», и это может дать экономию в несколько тысяч рублей на билет. А удешевление и спрямление рейсов, в свою очередь, увеличит спрос», — рассуждает Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс». Правда, по его оценке, может не хватить времени, чтобы купить необходимое количество самолетов и подготовить экипажи, восполнить недостаток инфраструктуры — аэропортовой, топливной, авиационной. Чтобы сделать хаб, должны договориться авиакомпании, местные власти, федеральные, частные заправщики, собственники аэропорта. Это очень сложный и длительный процесс, отмечает Георгий Ващенко.

Михаил Блинкин полагает, что в России вряд ли скоро появятся гигантские аэропортополисы, как вокруг крупнейших транспортных узлов в Северной Америке, Европе и Азии, «хотя то, что построено вокруг аэропорта Новосибирска, похоже на североамериканские аналоги». Новосибирские результаты красноречивы: аэропорт Толмачево в прошлом году увеличил пассажиропоток на 900 тыс. человек, до 5,9 млн. В ближайшие годы запланированы капитальный ремонт одной из двух взлетно-посадочных полос, реконструкция аэровокзального комплекса и прочие работы стоимостью свыше 20 млрд руб. Новосибирск станет одним из региональных узловых аэропортов «Аэрофлота». Показателен и пример Крыма. В прошлом году благодаря новому аэропортовому комплексу Симферополя и открытию движения по Крымскому мосту полуостров принял рекордное число туристов — 6,8 млн человек, это рекордный показатель за весь постсоветский период. Пассажиропоток симферопольского аэропорта в прошлом году составил 5,146 млн человек (примерно поровну на прилет и вылет), а 30 декабря был поставлен суточный рекорд по трафику с момента присоединения Крыма к России — 10,5 тыс. пассажиров. Министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко недавно рассказал, что туристы оставили на полуострове в прошлом сезоне около 500 млрд руб.

Новый аэропортовый комплекс Ростова-на-Дону Платов, открытый к ЧМ-2018 в декабре 2017 года, в 2018-м обслужил 3,2 млн пассажиров, что на 19% выше показателя предыдущего года. Пресс-служба Платова сообщала, что основной прирост трафика дали межрегиональные перевозки. «Чемпионы по этому показателю — Сочи, Екатеринбург и Казань», — отметили в Платове. В этом году должна быть введена в эксплуатацию новая четырехполосная автодорога с освещением, соединяющая аэропорт с городом, а территорию старого аэропорта планируется отдать под реконструкцию и жилую застройку.

Красноярские ворота

В аэропортах Сочи, Новосибирска и Екатеринбурга «Аэрофлот» предполагает до 2023 года создать свои региональные базы. А в Красноярске лидер российской гражданской авиации организует международный хаб. Такие решения записаны в стратегии развития группы до 2023 года, которая называется «100 миллионов пассажиров к 100-летию «Аэрофлота». В числе основных целей — втрое увеличить региональные перевозки, с 7 млн пассажиров в 2017 году до 19 млн в 2023-м. Еще одна задача — нарастить международный транзитный пассажиропоток с 5 млн пассажиров в 2017 году до 10–15 млн в 2023-м. Ведущая российская авиакомпания выигрывает до трех часов времени транзита по сравнению с конкурентами, имеет самые низкие затраты в коридоре Европа — Азия и уже занимает первое место по перевозкам на ряде направлений из крупных европейских центров в города Китая.

В конце марта «Аэрофлот» подписал соглашение с аэропортом Красноярск о создании авиационного хаба. Красноярск станет для «Аэрофлота» вторым базовым аэропортом, в нем будут базироваться современные самолеты, включая отечественные Superjet 100. Начало работы международного хаба запланировано на 2020 год, а к 2023-му годовой пассажиропоток «Аэрофлота» в Красноярске может достичь 1 млн человек.

«В соответствии с новой стратегией группы «Аэрофлот» мы приступаем к созданию международного хаба в Красноярске. Бизнес-модель хаба с комфортными стыковками позволит нам привлекать транзитный пассажиропоток на внутренних и международных линиях, а наши перспективные планы предусматривают создание ряда региональных баз в России», — сказал заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ПАО «Аэрофлот» Андрей Панов.

В Красноярске планируется создать хаб, играющий глобальную роль. «Нарастает транзитный пассажиропоток из Китая. Они уже сейчас массово летают через Россию в Европу. Но пропускная способность воздушного пространства над Москвой ограниченна. Поэтому Красноярск и рассматривается как альтернатива Москве. Он удачно расположен, и часть рейсов можно заводить туда. Китайцы будут слетаться в Красноярск, а дальше разлетаться в Европу и китайские города», — поясняет Роман Гусаров, руководитель портала Avia.ru.

Губернатор Красноярского края Александр Усс видит в сотрудничестве с «Аэрофлотом» много преимуществ. Он напомнил, что новый аэропорт открылся в краевой столице полтора года назад и «он должен жить и развиваться, а для этого требуется надежный базовый перевозчик». «Сегодня во главу угла поставлена тема Енисейской Сибири — огромной территории, которой необходима надежная транспортная система. В создании хаба я вижу перспективы увеличения доступности территории края, российских регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья, а также создания рабочих мест и дополнительных сервисов», — отметил Александр Усс, комментируя подписание совместного документа.

«Енисейская Сибирь» — это комплексный инвестиционный проект, который объединяет Красноярский край, Хакасию и Туву. В него включены 32 инвестпрограммы. Директор Корпорации развития Енисейской Сибири Сергей Ладыженко рассказывал на пресс-конференции в апреле текущего года, что в результате только в Красноярском крае может быть создано порядка 40 тыс. рабочих мест. Одна из программ — создание грузового хаба в Емельяново, этот проект был представлен в 2018 году на Красноярском экономическом форуме (помимо пассажирского хаба, который создается в сотрудничестве с «Аэрофлотом»). Он займет 245 га, а площадь логистических и промышленных площадей может достичь 830 тыс. кв. м, инвестиции оцениваются в 65 млрд руб. Генеральный директор аэропорта Андрей Метцлер говорил журналистам, что проект ориентирован на грузопоток из Юго-Восточной Азии в Европу.

Таким образом, международный пассажирский хаб, создаваемый «Аэрофлотом», будет работать в комплексе с грузовым, в результате Красноярский край должен выйти на новый уровень развития.

Перспективные планы «Аэрофлота» предусматривают создание в России ряда региональных баз

В облет Москвы

О том, что России нужны новые хабы в регионах, в прошлом году заявил президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию: «Нам предстоит реконструировать и расширить сеть региональных аэропортов России. Через шесть лет половина межрегиональных рейсов будет выполняться напрямую. Ситуация, когда даже в соседние области нужно лететь через Москву, во многом останется в прошлом». Теперь эти планы зафиксированы в «Стратегии пространственного развития…», а правительство утвердило специальный федеральный проект в рамках инфраструктурного плана. Он получил название «Развитие региональных аэропортов и маршрутов». Цена вопроса — 283,9 млрд руб., которые будут потрачены с 2019 по 2024 год. Основной инвестор — федеральный бюджет, из которого будет выделено 234,1 млрд руб., бюджеты регионов дадут 16,3 млрд, из внебюджетных источников планируется привлечь 33,5 млрд.

На что будут потрачены эти средства? 75,3 млрд руб. пойдут на субсидирование авиаперевозок по 175 маршрутам (на 1 января 2018 года дотировалось 130 направлений), 6,3 млрд руб. — на лизинг воздушных судов (11 самолетов ежегодно), 202,3 млрд руб. — на реконструкцию и строительство 48 взлетно-посадочных полос и 20 объектов аэропортовой инфраструктуры.

Все эти меры должны способствовать выведению к 2025 году за пределы Московского авиаузла 51,35% регулярных межрегиональных рейсов. Минуя Москву будут летать 25,2 млн человек против 14,3 млн на 1 января 2018 года. Авиационная подвижность населения (количество полетов на одного человека в год) вырастет с 0,7 на начало 2018 года до 0,95 к концу 2024-го.

Фото: Марина Лысцева/ТАСС, РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Культурный гид Культурный гид

Книги об экономическом феномене Китая, Саудовской Аравии и Южной Кореи

РБК
Поезд следует в тупик: как конфликт властей мешает развитию метро Поезд следует в тупик: как конфликт властей мешает развитию метро

Решение транспортных проблем упирается в административные проблемы

Forbes
Какие технологии позволяют соблюдать ESG-принципы Какие технологии позволяют соблюдать ESG-принципы

Как ESG-технологии помогают повышать производительность бизнес-процессов

РБК
Что ждать от интернета Маска: SpaceX вывела на орбиту сразу 60 спутников связи Что ждать от интернета Маска: SpaceX вывела на орбиту сразу 60 спутников связи

Ракета-носитель Falcon 9 вывела на орбиту 60 спутников системы связи Starlink

Forbes
Земля тысячи королей Земля тысячи королей

Как в Камеруне реалии современности переплетаются с наследием древности

Вокруг света
Богомолов стал худруком театра на Малой Бронной: три сценария этой пьесы Богомолов стал худруком театра на Малой Бронной: три сценария этой пьесы

Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем театра

Forbes
«Очень полезное умение — в некоторых ситуациях выждать и ничего не делать». Карьерные советы главы Google Russia «Очень полезное умение — в некоторых ситуациях выждать и ничего не делать». Карьерные советы главы Google Russia

Генеральный директор Google Russia дает карьерные советы

Forbes
Вывести из заблуждения Вывести из заблуждения

Десять лет Одиссей возвращался из Трои домой, на родную Итаку…

Вокруг света
Кто такая Тара Разави, без которой A$AP Rocky, Билли Айлиш и Tyler, the Creator не сняли бы ваши любимые клипы Кто такая Тара Разави, без которой A$AP Rocky, Билли Айлиш и Tyler, the Creator не сняли бы ваши любимые клипы

Откуда взялась Тара Разави и почему вы о ней, скорее всего, не знаете

Esquire
Оранжевое настроение Оранжевое настроение

Муся Тотибадзе выпускает дебютный альбом и обещает: «Закачаетесь!»

Vogue
Глотка дьявола Глотка дьявола

Водопады Игуасу определенно входят в пятерку самых красивых и самых мощных

АвтоМир
Зачем тебе пахать? Как мужчины воспринимают карьерные успехи женщин Зачем тебе пахать? Как мужчины воспринимают карьерные успехи женщин

Мужчины относятся негативно к коллегам-женщинам

Forbes
Дом оторвался от корней: как переносят здания Дом оторвался от корней: как переносят здания

Нам, жителям России, тема переноса зданий весьма близка

Популярная механика
«Я хотела дать россиянам доступ к лучшему французскому качеству»: история жизни и бизнеса основательницы пекарен «Волконский» «Я хотела дать россиянам доступ к лучшему французскому качеству»: история жизни и бизнеса основательницы пекарен «Волконский»

Как француженка создала одну из самых известных сетей пекарен в стране

Forbes
СМИ опубликовали расшифровку переговоров пилотов SSJ-100 с диспетчерами. О чем в ней идет речь? СМИ опубликовали расшифровку переговоров пилотов SSJ-100 с диспетчерами. О чем в ней идет речь?

Расшифровка переговоров диспетчеров с экипажем SSJ-100 «Аэрофлота»

Forbes
Рейтинг лучших внешних аккумуляторов для телефона: какой выбрать в 2019 году Рейтинг лучших внешних аккумуляторов для телефона: какой выбрать в 2019 году

Хочешь всегда оставаться на связи? Тогда без внешнего аккумулятора не обойтись

Playboy
«Это не мой стиль». Матвиенко опровергла причастность к увольнению журналистов из «Коммерсанта» «Это не мой стиль». Матвиенко опровергла причастность к увольнению журналистов из «Коммерсанта»

Матвиенко заявила, что не имеет отношения к увольнению журналистов «Коммерсанта»

Forbes
8 лайфхаков с содой на все случаи жизни (от укуса комара до потеющих ног) 8 лайфхаков с содой на все случаи жизни (от укуса комара до потеющих ног)

Мы точно знаем: у тебя дома есть пачка соды

Playboy
Писатель Сергей Кумыш — о том, как прошла гастроэкспедиция IKRA Explore Писатель Сергей Кумыш — о том, как прошла гастроэкспедиция IKRA Explore

Писатель Сергей Кумыш отправился в гастрономическую экспедицию IKRA Explore

РБК
Почему кофе заставляет нас хотеть в туалет по-большому? Ответ найден Почему кофе заставляет нас хотеть в туалет по-большому? Ответ найден

Вы не одни такие, кто после кофе хочет в туалет по-большому

Playboy
Падающие доходы и ипотека на 30 лет. Что мы узнали из декларации Трампа Падающие доходы и ипотека на 30 лет. Что мы узнали из декларации Трампа

Пять фактов о финансах Трампа, которые стали известны из последнего отчета

Forbes
Не брать чужого? Не брать чужого?

Что делать, если ты влюбилась в мужа подруги?

Лиза
Изменчивая родинка Изменчивая родинка

20 мая в России отмечается День диагностики меланомы

Лиза
Как пережитая травма делает нас сверхлюдьми: 5 уроков от Арьи Старк Как пережитая травма делает нас сверхлюдьми: 5 уроков от Арьи Старк

Чему нам всем стоит поучиться у Арьи Старк

Psychologies
Лен идет в рост Лен идет в рост

Смоленская область может занять ведущие позиции по переработке льняного волокна

РБК
Самый знаменитый тоболяк Самый знаменитый тоболяк

Дмитрий Менделеев родился в неофициальной столице Сибири

Дилетант
Отцовская любовь Отцовская любовь

Многие считают, что мужчина – «второстепенный» родитель

Лиза
День в музее День в музее

В Международный день музеев расскажем, как попасть в Ватикан без очередей

Лиза
Как калифорнийский единорог с участием Чубайса хочет заменить Солнце Как калифорнийский единорог с участием Чубайса хочет заменить Солнце

Калифорнийский стартап TAE привлек $600 млн на разработку термоядерного реактора

Forbes
Детская площадка на даче Детская площадка на даче

Создайте ребенку игровое пространство на даче

Домашний Очаг
Открыть в приложении