Пароход и человек
Пароходы — важнейшая страница в истории человечества. Они расширили горизонты возможного, одновременно «уменьшив» мир, ускорили расцвет индустриальной эпохи, связали удаленные районы внутри материков и впервые позволили судоходству работать по расписанию.
Кевин Крисман, профессор Техасского университета A & M, директор Центра подводной археологии и консервации
Большую часть своих археологических исследований я провел на озере Шамплейн, по которому проходит граница штатов Вермонт и Нью-Йорк. По сравнению с Великими озерами оно небольшое, 180 на 19 км, и гораздо менее известное, однако это отличное место для того, чтобы изучать становление парового судоходства во внутренних водах. Озеро Шамплейн стало одним из центров американской паровой революции, и с 1809 по 1905 год на его берегах построили 29 судов. Затонувшие корабли прекрасно сохраняются в пресной воде, и нам удалось обнаружить и идентифицировать остатки 12 пароходов. Наиболее интересны шесть из них, до 1850 года, поскольку об их конструкции, строительстве и эксплуатации до наших дней дошло крайне мало информации.
Самое старое из этих судов называется Phoenix I (45 м). Его спустили на воду в 1815 году, всего через несколько лет после того, как Роберт Фултон и его партнер Роберт Ливингстон впервые проплыли по реке Гудзон на только что изобретенном North River Steamboat. Более того, это самый старый из известных сегодня затонувших пароходов в мире. Он успешно отработал четыре года, а 5 сентября 1819 года пожар на борту уничтожил корабль до самой ватерлинии.
Обнаружили Phoenix I в 1970‑х годах, однако подробное археологическое описание выполнили только 12 лет назад. К сожалению, у судна отсутствовали котел и двигатели, так как их подняли на поверхность вскоре после потери корабля, но зато два года назад мы нашли отвалившиеся гребные колеса.
На вермонтском берегу озера, в местечке Шелберн-Пойнт, сохранилось целое кладбище пароходов, где в районе бывших пристаней затоплены четыре судна XIX века. Построенные между 1820 и 1870 годами, они дали нам очень многое для понимания того, как раньше проектировали и строили такие корабли.
Кроме того, в Шамплейне покоятся прекрасно сохранившиеся останки необычного судна, которое приводили в движение самые настоящие «лошадиные силы». Это паром с такими же гребными колесами и редуктором, как у парохода, только вместо котла у него была конная тяга. Подобные паромы использовались наравне с паровыми судами до начала ХХ века — они были существенно дешевле в строительстве и эксплуатации.
Пароходы довольно скоро стали основным транспортом на крупных западных реках — Миссисипи, Огайо и Миссури. В центральной части страны ходили тысячи паровых судов. Нам довелось описать остатки колесного пассажирского парохода Heroine (1832 год), затонувшего в Ред-Ривере на юго-востоке Оклахомы в 1838 году. У него сохранились фрагменты котла, привод и колеса, по которым мы реконструировали пропульсивную систему. Это позволило понять, как она работала и насколько опасным был этот пароход.
Дизайн и технологии строительства паровых судов развивались очень бурно: инженеры быстро замечали ошибки ранних проектов, разрабатывали оптимальные конструкции для различных рек и озер, однако в начале XIX века никто не документировал этот естественный процесс. Массовое производство двигателей и котлов в свою очередь стимулировало развитие железообрабатывающей и сталелитейной индустрии. Конструкторы постоянно стремились усовершенствовать котлы и подходили к этому с изрядной долей «творчества», а потому пароходы часто взрывались и горели, что вскоре вызвало первый американский кризис общественной безопасности.
Как бы то ни было, пароходы коренным образом преобразовали жизнь в стране и в мире. В первую очередь они изменили восприятие времени и расстояния, позволяя за считаные дни без проблем и с комфортом преодолевать сотни миль. Кроме того, они стали новым местом встречи совершенно разных людей. В трюме речного парохода могли находиться невольники и европейские эмигранты, выше — трапперы и охотники с Запада, а на верхних палубах — люди голубой крови и богачи. Все они сталкивались в замкнутом пространстве, знакомились и делились историями о жизни в разных регионах. Можно сказать, что на пароходах формировалось общество того времени.