Смешные деньги: какую прибыль приносят брендам вещи-мемы
Когда какой-нибудь модный бренд выпускает вещь из категории ироничного, дикого и странного, соцсети начинают полниться мемами, и мы теряем из вида тот факт, что вообще-то эта вещь действительно поступает в продажу. Удается ли дизайнерам заработать на потоке шуток и шумихи в медиа или это провокация ради провокации? Пробуем разобраться.
Мода, с одной стороны, индустрия серьезная, а с другой — неразрывно идет рука об руку с юмором и вирусным контентом. За последние несколько лет мы привыкли к тому, что на неделях моды чинные выходы на подиум нет-нет да и прерываются обнаженной Беллой Хадид, на которую напыляют жидкий полимер, а некоторые гости этих самых показов носят мультяшные ботинки и сумки в виде животных.
Справедливости ради, перформанс с жидким платьем Хадид принес бренду Coperni $26,3 млн в медиаэквиваленте. Кажется, устраивая шоу с вау-эффектом и выпуская вещи, которые потенциально станут вирусными в соцсетях, модные марки рассчитывают в основном именно на MIV — Media Impact Value, ценность представленности в медиапространстве. Для маленьких брендов это двигатель их узнаваемости, что точно хорошо, для больших — погоня за вирусным контентом может обернуться неоднозначной реакцией аудитории. Но конвертируются ли вещи-мемы в реальную прибыль, вопрос другой.
Самый яркий пример таких вещей — «сапоги Астробоя» MSCHF, большие красные ботинки, будто сошедшие с мультипликационного экрана, которые стали вирусными в соцсетях и породили целую волну шуток, как только бренд опубликовал первые кадры. Казалось бы, всерьез такую обувь никто носить не захочет, да и MSCHF выпускает релизы во многом ради хайпа (помните скандал с «сатанинскими кроссовками»?), но как бы не так. Поступая в продажу, ботинки стоили $350 — и были распроданы за считаные секунды, чтобы моментально появиться на вторичном рынке в пару-тройку раз дороже. Сейчас, например, на ресейл-платформах цены на пару доходят до 200 тыс. рублей. Полгода спустя бренд сделал дополнительный тираж, а еще посотрудничал с Crocs — желтая «дырчатая» версия наделала не меньше шума благодаря выходам Томми Кэша и съемке с Пэрис Хилтон. Итог похожий: в ретейле стоили $450, на ресейле — не менее 60 тыс. рублей.