Взлет и падение Микки-Мауса
Краткая биография главного диснеевского героя
С этого года изображение Микки-Мауса перешло в общественное достояние. Правда, не привычное нам, а из первых мультфильмов — с немного другой фигурой и без белых перчаток. Теперь его можно использовать в любых целях, и уже появились первые не одобренные компанией Disney интерпретации образа Микки-Мауса — канадский режиссер Джейми Белли анонсировал выход слэшера «Мышеловка Микки» на март этого года. К началу новой эпохи в жизни Микки-Мауса вспоминаем, как он менялся, как работал на пропаганду и против нее, а также чем помог американцам, обидел немцев и восхитил советское руководство.
1История Микки-Мауса началась со спора об авторских правах
В начале 1928 года Уолт Дисней, к этому моменту выпустивший на своей новой студии два мультфильма и сумевший продать права на оба крупнейшей голливудской студии Universal Pictures, обнаружил, что главный герой одного из них — Кролик Освальд — пользуется у зрителей большой популярностью, и потребовал у руководства Universal Pictures увеличить гонорар за создание новых мультфильмов о нем. Затея с треском провалилась: Диснею указали, что по условиям контракта права на персонажа принадлежат Universal Pictures, а студия Диснея обязана предоставить еще три мультфильма о нем, в противном случае Universal Pictures оставляет за собой право нанять собственных художников для этой работы. В доказательство серьезности своих намерений Universal Pictures даже принялась переманивать диснеевских художников к себе. Дисней был в ярости. В течение следующих месяцев он честно работал над новыми мультфильмами про Кролика Освальда, но параллельно вместе с оставшимися верными ему художниками втайне приступил к разработке нового мультипликационного персонажа.
2До мышонка были котенок, щенок, корова, конь и лягушка
Ни один из первых набросков, сделанных его художниками, Диснея, однако, не устроил. О том, как возник образ мыши, существует несколько легенд. По одной из них, источником вдохновения стала мышь, которую Дисней приручил в начале 1920-х в офисе своей первой студии Laugh-O-Gram. По другой — ключевую роль сыграл шуточный рисунок одного аниматора с несколькими мышами на фотографии самого Диснея. Как бы там ни было, считается, что первые наброски нового героя Дисней сделал сам, а уже потом отдал его для детализации художнику Абу Айверксу.
3Прообразом Микки-Мауса был Чарли Чаплин
Современники находили у Микки-Мауса черты сценических амплуа нескольких популярных актеров — Гарольда Ллойда, Фреда Астера и Дугласа Фэрбенкса. Сам Уолт Дисней признавал, однако, лишь один прототип — Чарли Чаплина в образе Бродяги: «Мы в большом долгу перед Чарли Чаплином. Нам хотелось создать что-то трогательное, и мы придумали крошечного мышонка, в котором была задумчивость Чаплина, маленького человека, который пытается сделать все, что может».
4Первый мультфильм про Микки-Мауса публике не понравился
«Безумный самолет» был снят за шесть недель и представлен зрителям 15 мая 1928 года. В нем Микки-Маус, подражая Чарльзу Линдбергу, который в мае 1927 года совершил первый одиночный трансатлантический перелет, строил самолет и отправлялся в полет с Минни. Ни актуальная тема, ни сам Микки-Маус публику не впечатлили, и прокатчика для мультфильма найти не удалось. Незамеченным остался и второй фильм, «Галопом на страусе», в котором Микки и Мини путешествуют по Латинской Америке. Это, однако, не заставило Диснея отказаться от нового героя.
5Славу Микки-Маусу принес звук
В 1927 году вышел первый в истории частично озвученный полнометражный фильм «Певец джаза». В отличие от других фильмов, где музыка не была связана с происходящим на экране, здесь песни были синхронизированы с действием — актеры на экране буквально их пели. Дисней решил, что этот прием можно использовать и в анимации, и опробовал его в третьем мультфильме про Микки-Мауса — «Пароходик Вилли», сопроводив характерными звуками большую часть действий на экране. Двигатель бухтел, гудок гудел, коровы мычали, нож строгал и даже попугай произносил несколько плохо различимых фраз — эффект, который это произвело на тестовую группу, был ошеломительным, Дисней вспоминал, что было «одновременно ужасно и прекрасно». «Пароходик Вилли» вышел на экраны 18 ноября 1928 года, стал сенсацией, отбил свой бюджет в $5 тыс. за четыре дня и сделал Микки-Мауса знаменитым. Прием сопровождения действия на экране характерными звуками получил название «Mickey Mousing» и до сих пор используется в кино, мультипликации и видеоиграх.
6Микки-Маусу принадлежат несколько мультипликационных расистских клише
Первое — белые перчатки, обязательный атрибут менестрель-шоу, в которых белые актеры изображали черных рабов в унизительных и нелепых ситуациях. В ранних мультфильмах Микки перчатки не носил, впервые ненадолго он надел их в фильме «Деревенская опера» (1929), чтобы сыграть на фортепиано, а уже в следующем эпизоде, «В гостях у кота», Микки-Маус с самого начала появился в перчатках и больше никогда с ними не расставался. Дисней объяснял появление этого элемента образа Микки технической необходимостью — в черно-белой мультипликации черные руки были плохо различимы на фоне черного тела. Вслед за Микки-Маусом белые перчатки получили все антропоморфные герои вселенной Диснея, а потом и других студий (Багз Банни, Вуди Вудпекер). Другое клише сложно объяснить технической необходимостью. В мультфильме «Миклердрамер Микки» (1933) Дисней впервые использовал мультипликационный аналог блэкфейса. По сюжету Микки-Маус с друзьями готовят спектакль по «Хижине дяди Тома», Микки поджигает у себя во рту петарду и ее взрыв окрашивает его лицо в черный цвет. Гэг с блэкфейсом как результатом взрыва, падения в грязь или другого нелепого происшествия прочно закрепился в мультипликации и использовался на протяжении долгих лет — например, в мультфильмах серии «Том и Джерри» он встречается более десяти раз.