Сначала было слово
В 1980 годы язык граффити со стен улиц перешел на монументальные полотна, экспонированные в арт-галереях. Безудержная энергия цвета и линии врывается в рафинированное пространство искусства, разрушая границы традиционного восприятия
Что такое стрит-арт? Небрежные надписи и скабрезные рисунки, которые парни из неблагополучных районов оставляли на стенах и вагонах метро, – просто чтобы заявить о себе, стать видимыми в обществе, старательно игнорировавшем социальную напряженность. Поначалу это не было искусством. Это был способ просто «выпустить пар». Но в 80-е, когда границы художественных практик были уже максимально размыты, на улицах появились такие художники, как Кит Харинг и Баския, которые сделали автографы на стенах чем-то большим.
Многие работы Баскии затрагивают остросоциальные темы: говорят о пропасти между богатством и бедностью, спесивым интеллектуализмом и чистой эмоцией, самовлюбленной «высокой» западной культурой и мощью языческой образности.
Положение Баскии было уникально – чернокожий парень с рабочих окраин в гламурном мире искусства и знаменитостей. Он не стремится понравиться. Словно одержимый образами, которые рвутся наружу, художник будто не успевает придать им более четкую или более правильную форму, а выпускает на холст такими, как есть – совершенно неистовыми в своей витальности.
Картины Баскии в этом похожи на джазовые композиции: кажется, будто нет ни малейшего усилия, никакого труда, однако стоит присмотреться – и мы чувствуем железный композиционный остов в каждом из этих «спонтанно» созданных холстов. Сегодня его работы стоят десятки миллионов долларов, их хранят в сейфах и бережно экспонируют в белоснежных выставочных залах, но при этом сама живопись Баскии поражает своей безудержной дикостью и страстью к разрушению всех возможных границ – так же, как и сорок лет назад.