Чем пахнет айсберг и как звучит изменение климата
7 проектов о глобальном потеплении
Глобальному потеплению 40 лет. 21 августа 1981 года вышел номер журнала Science, в котором группа физиков, занимавшихся изучением атмосферы Земли, объявила, что из-за выбросов углекислого газа и другого антропогенного воздействия планета стала нагреваться и этот процесс будет прогрессировать, что означает наступление эпохи глобального потепления. В недавнем докладе ООН утверждается, что глобальное потепление происходит с беспрецедентной скоростью, а некоторые вызванные им процессы уже необратимы. За 40 лет глобальное потепление из гипотезы превратилось в реальность, а из предмета шуток — в источник постоянного беспокойства. Ульяна Волохова изучила, как художники и музыканты придумывали способы рассказать о глобальном потеплении самым доступным образом.
Ice Watch
Олафур Элиассон, 2014
В 2014 году датско-исландский художник Олафур Элиассон выложил на главной площади Копенгагена 12 ледяных глыб весом от 1 до 6 тонн. Все они откололись от Гренландского ледяного щита (одного из двух полярных щитов Земли) и были выловлены художником вместе с геологом Миником Розингом у берегов Гренландии. Усилившееся в связи с глобальным потеплением таяние ледника в Гренландии давно вызывает беспокойство ученых: по некоторым прогнозам он может полностью растаять в течение 1000 лет, что кардинально изменит климат Земли. Инсталляция в Копенгагене была приурочена к публикации пятого доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата, в котором, в частности, прогнозировалось уменьшение массы ледников на Земле до 36% уже к 2100 году. Инсталляция Элиассона, с одной стороны, демонстрировала неумолимость этого процесса — выложенные в виде условного циферблата, осколки лежали на главной площади, пока не растаяли, с другой — позволяли увидеть реальную природу за абстрактными цифрами статистики. Осколки можно было гладить, лизать, обнимать, забираться на них, а Миник Розинг особо советовал принюхаться к айсбергу: много тысяч лет назад, когда лед только образовывался, в него попали пузырьки чистого воздуха, еще не загрязненного деятельностью человека. В 2015 году проект Ice Watch получил продолжение на площади Пантеон в Париже, а в 2018-м перерос в масштабную инсталляцию в Лондоне: 24 осколка гренландского ледника были привезены во двор галереи Tate Modern, еще шесть — в Сити. На то, чтобы полностью растаять, им понадобилось всего 24 дня.
«Песня о нашей теплеющей планете»
Дэниел Кроуфорд, 2013
Виолончелист и географ Дэниел Кроуфорд превратил статистику изменения среднегодовой температуры на Земле за последние 130 лет в музыкальную композицию. За основу были взяты данные Института космических исследований НАСА. Самая низкая нота, которую может взять виолончель,— «до» большой октавы — стала эквивалентом самой низкой среднегодовой температуры (в 1909 году она составила –0,48°C). Повышение на полтона означало повышение температуры на 0,03°C (то есть «ре» большой октавы соответствовало температуре –0,42°C). В 2013 году Кроуфорд представил композицию, отражающую изменение среднегодовой температуры с 1880-го по 2012 год. В этот период рекордным оказался 2010 год, когда среднегодовая температура Земли достигла 0,72°C («ля» третьей октавы). В 2015-м он продлил сочинение до 2014 года и адаптировал его для струнного квартета, в котором за каждым инструментом был закреплен свой климатический регион (виолончель отвечала за экваториальную зону, альт — за средние широты, две скрипки за приполярные регионы). Это, по мнению Кроуфорда, позволило сделать масштаб изменений