Попытка создать неумирающее политическое тело, способное жить дольше обычного

ForbesОбщество

Второе тело президента: Кремль решает проблему смертности лидера, кодифицировав Путина в конституции

Фиксация политической системы действующего президента в конституции может рассматриваться как попытка «кодифицировать Путина», то есть создать неумирающее политическое тело, способное жить дольше обычного, смертного президента, считает обозреватель Максим Трудолюбов.

Максим Трудолюбов

Фото Russian Presidential Press and Information Office / Anadolu Agency / Getty Images

Принятие большинства «обычных» законов, как правило, проходит в России незамеченным. Жаркие обсуждения могут помешать работе профессионалов государственного строительства. Но дарование новой конституции — особый случай, и тут власти требуется от общества выраженное активное, а не обычное пассивное согласие.

Кремль мог бы предложить обществу совсем новый текст основного закона — серьезных препятствий для этого нет. Но чтобы изменить конституцию, переписывать ее и не нужно. Достаточно изменить контекст и функцию документа, что и будет достигнуто после апрельского голосования.

Чтобы разобраться в том, что происходит с российским законодательством, стоит вспомнить опыт написания и введения конституций советского времени. Мы увидим, что мотивы появления нынешних поправок и советских основных законов похожи. Сходство здесь, конечно, не идеологическое: советские конституции были антирелигиозными, новая российская будет упоминать религиозную веру. Сходство в ином: в типе авторства этих документов, в их функции и даже аудитории.

Российское общество не сумело включиться в процесс создания новых правил игры в стране. Некоторые шансы на это были, но они давно утрачены. Институционализация сверху на сегодня — единственный действующий механизм закрепления писаных правил. Но есть у этого обстоятельства и оборотная сторона. Диктуя законы «из Кремля», не сообразуясь с другими силами в обществе, российские власти вступают в конфликт с собственным стремлением к преемственности власти и собственности в России. Сам факт появления «путинской» конституции будет означать, что следующей власти понадобится новый основной закон. Но обо всем по порядку.

Три конституции одной страны

Первый советский основной закон — конституция 1924 года — был учредительным, он закреплял вступление отдельных советских республик в единый союз, был устремлен к мировой революции и создавал легальную схему для вступления в союз любых социалистических республик, «имеющих возникнуть в будущем» в любой точке мира. В 1934 году Сталин объявил, что в СССР уже построен «социализм». Мировая революция откладывалась, социализм был «в одной стране», и нужно было продемонстрировать защищенность и благополучие граждан этой отдельной от враждебного мира страны.

Сталинская конституция была щедра на свободы — слова, совести, печати — и права — на труд и отдых, на социальное обеспечение. Конечно, реальной свободы слова и печати не существовало, а право на труд в экономике первых пятилеток оборачивалось суровой трудовой повинностью или лагерным рабством. Конечно, новый основной закон вводил всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, не говоря ничего ни о каких иных партиях, кроме ВКП(б). Доступ к голосованию был максимально либерализован, но право быть избранным строго ограничивалось (этот трюк, как мы видим, пережил советскую систему). Впрочем, в картине мира, открывавшейся из кремлевских кабинетов, всех этих внутренних противоречий не существовало. Сталинская конституция была принята в 1936 году и просуществовала с некоторыми исправлениями почти 40 лет.

Следующая конституция должна была быть «конституцией 1960-х» — Никита Хрущев учредил конституционную комиссию еще в 1962 году, но коллеги лишили его власти прежде, чем работа была завершена. Комиссию, впрочем, не закрыли, а наполнили иным содержанием. Ее возглавил Леонид Брежнев, сменивший Хрущева на посту лидера партии. Новый текст основного закона был подготовлен к 60-му юбилею революции.

Принятая в 1977 году брежневская конституция заявляла городу и миру, что социализм стал теперь «развитым». После десятилетий существования однопартийной политической системы было почему-то решено закрепить в конституции «руководящую и направляющую роль» коммунистической партии. Почему-то был увеличен срок полномочий всех Верховных Советов — с четырех до пяти лет. Почему-то «советы депутатов трудящихся» были переименованы в «советы народных депутатов». Все это наверняка было наполнено глубоким смыслом, но очевидным этот смысл был только из перспективы правителя.

Права и свободы, упоминавшиеся в советских конституциях, фактически не были нормами прямого действия и не предназначались для того, чтобы апеллировать к ним как к действительным правам и свободам. Законность была «социалистической», свободы были «социалистическими», а не буржуазными, т.е. правовыми. Можно ли представить себе, например, Николая Бухарина, одного из авторов сталинской конституции, ссылающимся на суде на им же прописанные в основном законе права личности? У советских конституций были совсем другие функции.

Первая конституция призывала коммунистов других стран совершать революции и затем вступать в будущую Мировую Социалистическую Республику. Вторая, сталинская, была написана для коммунистических друзей и буржуазных врагов советской страны. Трудящиеся западного мира, читая ту конституцию, должны были завидовать правам и свободам советских людей и мечтать переехать в СССР. Третья, брежневская, возвещала о наступлении новой исторической эпохи — эпохи «развитого социализма». Социализм, обещала конституция, являлся «закономерным этапом на пути к коммунизму». Попытки править конституцию «снизу», с учетом запросов общества и меняющейся экономической ситуации, были предприняты в 1988 и 1990 годах, но гибридный основной закон — советский, но с многопартийностью и частной собственностью — просуществовал совсем недолго и в ряд «настоящих» советских основных законов не входит.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Изготовлен «супермагнит», способный удержать энергию Солнца Изготовлен «супермагнит», способный удержать энергию Солнца

Первый гигантский сверхпроводящий магнит для токамака ITER готов в Италии

Популярная механика
Горячие шестидесятые Горячие шестидесятые

Гарик Сукачев всю жизнь шел против общественного мнения и вкусов толпы

GQ
Биолог на Марсе Биолог на Марсе

Первый неамериканский марсоход: Rosalind Franklin в поисках воды и жизни

Популярная механика
Пройти по черте Пройти по черте

Отрывок из книги Мишель Обамы «Моя история», посвященный ее отношениям с модой

Vogue
За спиной Цукерберга. Как миллиардеры сделали рюкзак частью делового дресс-кода За спиной Цукерберга. Как миллиардеры сделали рюкзак частью делового дресс-кода

Сейчас рюкзаки можно носить с костюмами Brioni и на встречи с президентами

Forbes
Я перед вами чиста Я перед вами чиста

Героини «Татлера» все чаще выходят в свет без макияжа

Tatler
«Скелеты в шкафах» союзников «Скелеты в шкафах» союзников

Негласный запрет на темы, которые могли «всплыть» в ходе суда над нацистами

Дилетант
Ноутбуки Apple могут перейти на процессоры от смартфонов Ноутбуки Apple могут перейти на процессоры от смартфонов

"Яблочные" ноутбуки станут еще выносливее

Популярная механика
«Почините его!»: стоит ли вести ребенка к психологу, если вы сами не готовы меняться «Почините его!»: стоит ли вести ребенка к психологу, если вы сами не готовы меняться

Стоит ли идти к детскому психологу, если сами взрослые не готовы меняться

Psychologies
Под электрическими облаками Под электрическими облаками

Мы собрали команду мечты чтобы снарядить (и нарядить!) Аглаю Тарасову в будущее!

Собака.ru
Компании сошли с ума: они производят контент, а не товары Компании сошли с ума: они производят контент, а не товары

Зачем компании превращаются в медиа и тратят на это ресурсы?

Forbes
Ольга Сутулова: «Умение любить жизнь вызывает у меня чистый восторг» Ольга Сутулова: «Умение любить жизнь вызывает у меня чистый восторг»

Ольга Сутулова о новых проектах, самокритике и умении радоваться жизни

Grazia
Наша няня горько плачет Наша няня горько плачет

Рука, качающая колыбель, как известно, правит миром

Tatler
#LOVEIS… #LOVEIS…

Любовь бывает разная: братская, родительская или супружеская

Grazia
Кредитка доверия Кредитка доверия

Рассказываем, как ты можешь заработать на кредитной карте

Cosmopolitan
Как изучают литературу в США и Великобритании Как изучают литературу в США и Великобритании

Эксперты онлайн-школы Skysmart о том, что и как читают школьники за рубежом

Psychologies
Кто умнее: кошки или собаки Кто умнее: кошки или собаки

Кто же лучше - собаки, поддающиеся дрессуре, или кошки, хитрые манипуляторы?

Популярная механика
Имбирь. Зри в корень! Имбирь. Зри в корень!

В старину верили, что этот корень способен побороть даже чуму

Здоровье
Полезные свойства имбиря для женщин и список противопоказаний Полезные свойства имбиря для женщин и список противопоказаний

Приверженцы правильного питания наградили имбирь статусом суперфуда

Cosmopolitan
«Контракт с «Тинькофф» может добавить нам стоимости»: чего ждать от прихода банка Олега Тинькова в российский футбол «Контракт с «Тинькофф» может добавить нам стоимости»: чего ждать от прихода банка Олега Тинькова в российский футбол

Интервью с коммерческим директором Российской премьер-лиги Павлом Суворовым

Forbes
Парад окончен Парад окончен

Невероятно, но факт: модная индустрия насытилась стритвиром

Vogue
Пить или не пить? 20 фактов о воде Пить или не пить? 20 фактов о воде

Отвечаем на самые важные вопросы о воде вместе с экспертом

Добрые советы
Женское дело Женское дело

В Петербурге пал последний оплот неравноправия и наступил гендерный баланс

Собака.ru
Охотник на хакеров и враг Трампа: как миллионер из США ловит киберпреступников из России, Китая и Ирана Охотник на хакеров и враг Трампа: как миллионер из США ловит киберпреступников из России, Китая и Ирана

Джордж Куртц защищает от хакеров тысячи компаний

Forbes
Провокатор, бунтарь и ловелас: каким мы запомним Эдуарда Лимонова Провокатор, бунтарь и ловелас: каким мы запомним Эдуарда Лимонова

За что современники уважали и ценили писателя Эдуарда Лимонова

Cosmopolitan
Боитесь быть «плохим родителем?» 9 вопросов для проверки Боитесь быть «плохим родителем?» 9 вопросов для проверки

Бедные мамы и папы — вечно им приходится сталкиваться с критикой

Psychologies
Арам Мнацаканов Арам Мнацаканов

Интервью с ресторатором и основателем Probka family Арамом Мнацакановым

Собака.ru
На чем ездили девушки года журнала Playboy На чем ездили девушки года журнала Playboy

Очень крутые тачки

Maxim
Запретов нет: личный опыт освоения средиземноморской диеты Запретов нет: личный опыт освоения средиземноморской диеты

Большинство диет предполагает ограничения в питании

Cosmopolitan
Открыть в приложении