«Всегда эксперимент». Краткий гид по российскому портвейну
В Европе портвейном могут называться только крепленые вина, произведенные на северо-западе Португалии. В России все сложнее: у нас портвейном называют даже напитки с маркировкой «777», которые готовятся в регионах, где никогда не рос виноград. Чтобы понять, какой российский портвейн достоин внимания, спецкор «Сноба» Алексей Синяков обратился к специалистам алкогольного рынка. Они рассказали, почему портвейн в России делали чаще, чем вино, и какой из них наиболее близок к португальским вариантам.
Дария Хрипушина, автор телеграм-канала Doctorwine
На большинстве полок супермаркетов экономкласса стоит крепленое вино, в котором от портвейна — одно название. Чаще всего эти «портвейны» приготовлены на виноматериалах очень низкого качества (например, из неотобранного винограда, где могут попадаться прелые или испорченные ягоды). С другой стороны, людям, которые пьют дешевый «портвейн», не до органолептических оргазмов — они делают это просто ради того, чтобы напиться. К сожалению, наше законодательство разрешает называть «портвейном» и такие напитки.
Настоящий портвейн готовится из винограда, который отбирают вручную. Его производство находится рядом с виноградниками. Один из самых старых российских портвейнов, который отвечает этим критериям, — «Ливадия». Его готовят с 1891 годаиз «каберне-совиньона» — винограда, который давно стал «винной классикой». Этот портвейн с изменчивым характером: сначала в нем чувствуется только что собранная малина, но потом его вкус переходит в вишнево-ягодный — будто пирог. Также в нем много перечного вкуса: такие нотки появляются, если каберне-совиньон долго выдерживать в дубе.
Я не буду слишком оригинальной в своем выборе и отмечу еще «Черный доктор», основу которого составляет крымский виноград «эким-кара». У него идеальный баланс сахара (160 г/дм3) и крепости (16%). Он будет дороже основной линейки «Массандры» на 500–800 рублей, но его вкус очень сложный, настолько многогранный, что сначала трудно определить, что у тебя в бокале. Это и немного поджаренный грецкий орех, и дуб, и вишня в горьком шоколаде. Еще в послевкусии чувствуются нотки табака.