Вознаграждение приветствуется: как сервис безналичной оплаты чаевых вырос в пандемию и был куплен «Яндексом»
Проект «Чаевые просто» основал начинающий предприниматель Евгений Загоруйко вместе со своей женой летом 2018 года. Как спустя три года супругам, которые никогда не занимались бизнесом, удалось заинтересовать крупнейшую IT-корпорацию России?
Провал и прорыв
Идея «Чаевые просто» пришла Евгению Загоруйко в 2017 году. После ужина с супругой он не смог оставить в ресторане чаевые: с собой не оказалось наличных купюр. «Я подумал, что многие сталкиваются с этой проблемой, стал изучать рынок, — вспоминает Загоруйко. — Обошел несколько десятков ресторанов в Москве, поговорил с владельцами и официантами. Оказалось, что около 60% гостей оплачивают счет картой, а официанты часто остаются без чаевых».
Загоруйко, который последние 12 лет работал финансовым директором в телеком-провайдере TECH.RU, с энтузиазмом взялся за проект в новой нише. Домен для «Чаевые просто» зарегистрировал 15 августа 2017-го, заявку на товарный знак — осенью. По словам Загоруйко, сначала все было оформлено на ИП супруги, позже создали ООО.
«Сначала мы написали приложение, вложили около 1 млн рублей, но оно не взлетело. Никто из рестораторов не хотел предлагать его гостям. Это был провал», — вспоминает основатель «Чаевые просто». В это время набирала популярность технология Apple Pay Web, и Загоруйко решил отказаться от отдельного мобильного приложения. Вместо этого он предложил гостю сканировать с помощью камеры смартфона QR-код на визитке официанта. «Мы объединили Apple Pay, банковский экварийнг и QR-коды, — объясняет рабочую схему сервиса Загоруйко. — После сканирования кода открывалась страница для оплаты чаевых любым из способов: банковской картой, Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay. Это был прорыв!».
Первоначально с каждого получателя чаевых сервис «Чаевые просто» взимал 10% комиссии, затем снизил до 5%. От печати QR-кодов на визитках впоследствии Загоруйко также отказался. Это оказалось долго и дорого: согласование макета и печать занимали почти неделю, стоимость 100 визиток, которых хватало официанту на 3-4 месяца, составляла около 500 рублей, а напечатать визитки на один ресторан — примерно 7000-8 000 рублей.
Пока Евгений искал совершенную форму для своей задумки, его жена Ольга Терехина налаживала отношения с клиентами. Она привлекла первых крупных — сети итальянских ресторанов Osteria Mario (15 заведений в Москве) и Bar BQ Café.