Возможно ли избавиться от пробок, и причем тут диджитализация
Пробки на дорогах не любит никто, но они давно стали частью нашей жизни. Мы оправдываем пробками любое опоздание и уже почти смирились с ними, как с чем-то неизбежным. Можно ли избавиться от пробок и как это сделать, рассказывает Юлия Штрек, директор по экономике и финансам группы компаний «Автобан».
Почему мы стоим в пробках
Пробка, как обычно называют дорожный затор, — это скопление транспортных средств на дороге, которые движутся гораздо медленнее, чем возможно. По итогам 2020 года дороги Москвы были признаны самым загруженными в мире. Нашей столице уступил только индийский Мумбаи. В тройку самых загруженных российских городов вошли также Новосибирск и Санкт-Петербург.
В чем же причины возникновения пробок? Прежде всего, это нерациональная конструкция дорог, например, нерегулируемые перекрестки или резкие сужения, перекрестки с круговым движением, некорректная работа светофоров, а также ошибки самих водителей и строительство новых дорог.
Чем грозят многочасовые городские заторы? Мы тратим больше времени в пути, увеличивается расход топлива, износ машин, растет число ДТП. Улицы становятся шумными и некомфортными.
Парадокс Браеса
Как ни удивительно, но чем больше дорог прокладывается в городе, и чем больше они расширяются, тем больше становится пробок. Почему так происходит? Все просто: строительство дорог провоцирует людей покупать машины или пересаживаться из общественного транспорта на личный.
Например, в Москве зарегистрировано более 4,5 млн автомобилей, и если всего лишь 600 000 из них поедут по дорогам столицы, то 9-балльная пробка обеспечена. Если мы построим дополнительную дорогу, то количество тех, кто решит воспользоваться автомобилем, возрастет, и, как результат, весь город опять будет стоять.
Этот феномен можно объяснить парадоксом немецкого математика Дитриха Браеса, который он сформулировал в конце прошлого века. Парадокс Браеса гласит, что добавление дополнительных мощностей в единую сеть способно уменьшить ее производительность в том случае, если маршрут будут выбирать сами участники движения. Например, если ввести в эксплуатацию дополнительные дороги или полосы, то водители будут выбирать те пути, которые в моменте выглядят менее загруженными. Однако это может привести к противоположному результату: трафик станет еще более плотным.