Воспитание вкуса: как сентиментальные чувства сыграли роль в развитии капитализма
В издательстве «МИФ» выходит книга доктора философии Ричарда Ферт-Годбехера, в которой он исследует, как люди трактовали свои чувства и что понимали под эмоциями в контексте своего времени и своей культуры. Forbes Life публикует отрывок о сантиментах и желаниях как добродетели
Сэмюэл Адамс уже какое-то время пытался утихомирить особенно буйное собрание. Дело было холодным декабрьским днем в Бостоне, штат Массачусетс, однако накал страстей в Старом южном доме собраний достиг нешуточной высоты. Адамс понимал всеобщее недовольство. Как лидер местной партии вигов, он выступал против налогов на предметы роскоши с момента их введения. Однако Британский парламент, по всей видимости, находил удачной идею обложения налогами особенно желанных вещей. Многие жители Америки соглашались с Адамсом, но их возражения были бесполезны. Они не имели в вопросе права голоса, и это выводило их из себя.
Мало кому понравится платить непомерные налоги на любимые товары, но, чтобы лучше понимать, почему американские колонисты были настолько взбешены британскими налогами, нужно получить представление об их концепции справедливости. Огромное влияние на отцов-основателей Америки оказали мыслители эпохи Просвещения, а особенно полюбилась им доктрина естественного права, зародившаяся в трудах философов XVII века Томаса Гоббса и Джона Локка. Ее основной принцип достаточно прост: естественные права — это права, присущие каждому от рождения. Они не исходят ни от Бога, ни от монарха. Локк сформулировал их в виде трех неотъемлемых прав: на жизнь, свободу и имущество1. Формулировка Локка имела настолько огромное значение для образования США, что она фигурирует в первой строке Декларации независимости, хоть «имущество» и было заменено на «счастье».
Лидеры протеста в Бостоне, как и по всей Америке, получили хорошее образование. Они читали Юма и других авторов, утверждавших, что если «справедливость оказывается совершенно бесполезной, то уничтожаются сама ее суть и обязательная сила по отношению к человечеству». Они также читали Джона Локка и знали, что британское правительство нарушает их естественные права. Это были далеко не глупые люди, и сердца их пылали от продолжавшегося безнравственного угнетения.
Последней каплей для них стал «чайный закон» 1773 года. Новый законодательный акт вводил скрытые пошлины под видом новых правил импорта чая и передавал исключительную монополию на импорт Британской Ост-Индской компании. Таким образом британское правительство намеревалось избавиться от излишков чая, принадлежащих компании, которая в те годы переживала серьезные финансовые трудности. План заключался в том, чтобы компания, вытеснив с рынка контрабандный чай, смогла продать свои запасы и заработать немного денег. Однако это означало, что покупатели чая должны были уплачивать еще одну пошлину в пользу британского правительства. Граждане, не имевшие представительства в парламенте, решили, что все зашло слишком далеко. Оспорив этот налог, американские колонисты надеялись продемонстрировать Британии, как сильно их возмущение постоянно растущими посягательствами на их естественные права.
После принятия «чайного закона» большинство колоний стали отказываться импортировать чай Британской Ост-Индской компании, а некоторые даже вынуждали чиновников, принимавших импорт чая, уходить с постов. Жители Бостона, однако, оказались в особенно непростой ситуации. Сыновья местного губернатора Томаса Хатчинсона занимались чайной торговлей, так что он наотрез отказался участвовать в бойкоте. Когда в Бостонскую гавань прибыл корабль «Дартмут», совет решил отправить его обратно в Англию. Хатчинсон это решение проигнорировал. Он знал, что если в течение двадцати дней корабль не покинет порт, то товар по закону можно будет выгрузить на американскую землю без разрешения местного совета. За это время в Бостон прибыло еще два корабля с чаем.
Жителей города обуял гнев. Потому-то Адамс и собрал единомышленников в Старом южном доме собраний. Его зов был услышан — более чем. По некоторым данным, в зале собралось до половины шестнадцатитысячного населения Бостона
Что именно произошло дальше — спорный вопрос. Одни списывают это на удачу, другие считают блестящим планом Адамса. Но независимо от его намерений, после того как он объявил, что «данное собрание ничего более не может предпринять для спасения страны», большинство собравшихся поднялись и ушли в ярости. По разным сведениям, от 30 до 130 из них добрались до дома, там переоделись в костюмы коренных индейцев ганьенгэха (также известных как мохоки) и отправились в порт. Они поднялись на корабли и сбросили в океан 342 сундука с чаем. В считаные часы несметное количество времени, денег и предметов роскоши стало кормом для рыб.
Однако Британия не была намерена так легко позволить колонистам перекрыть денежный поток. Правительство короля Георга ответило рядом законов, получивших название Невыносимых. Они лишали Массачусетс права на самоуправление, сделав мечты граждан о представительстве в парламенте еще более неосуществимыми. Бостонские доки решили закрыть до тех пор, пока город не выплатит компенсацию за уничтоженный чай. Законы также усложняли процедуру предания суду королевских чиновников в Массачусетсе вне зависимости от тяжести преступления, так как стоимость предъявления обвинения возросла настолько, что большинство колонистов просто не могли себе это позволить. Законы также легализовали размещение британских солдат в любом месте по усмотрению губернатора штата, в том числе в частных домах, хотя до этого все же вряд ли доходило. Колонисты расценили подобные действия как непростительное нарушение их естественных прав и акт прямого угнетения со стороны британской короны. Американская война за независимость стала неизбежной.
***
«Не много ли суеты вокруг нескольких чашек чая?» — спросите вы. Но дело, конечно, было не в чае, а в налогах и в том, что они олицетворяли. Это удивительный пример силы необузданного гнева. Впрочем, не стоит упускать из виду, что вызвали гнев налоги на предметы роскоши. Я уже касался того, насколько мощным двигателем может стать желание роскоши, в разговоре о том, как османы перекрыли Шелковый путь, заставив европейцев искать обходные пути на Восток. Если бы не стремление к изыскам, кто знает, когда вообще был бы открыт континент, где произошло «Бостонское чаепитие»? Однако, вместо того чтобы исследовать гнев угнетенной группы, природа которого при всей своей важности предстает несколько очевидной, давайте рассмотрим чуть более широкие последствия стремления к роскоши. Стремления настолько сильного, что в своей крайности оно способно привести к восстанию, рождению новой нации, установлению демократии, появлению рок-н-ролла, чикагской пиццы, голливудских фильмов и даже к высадке на Луну.
Мы знаем, что падение Константинополя под натиском османов привело к поиску новых торговых путей. Однако, несмотря на поборы Османской империи, благодаря богатствам, обнаруженным в Новом Свете и по пути на Восток и освоенным португальской и голландской Ост-Индскими компаниями, оборот предметов роскоши увеличился как никогда ранее. Спрос на товары, вызванный этим всплеском торговли, значительно повлиял на развитие истории и во многом сформировал современный западный мир.