Что за шум устроили
Как продюсер Артем Балаев и куратор Анастасия Дианова в 2022 году смогли возродить в кабаре «Шум» (в доме Маяковского!) славу легендарных петербургских арт-кафе серебряного века. Life is a cabaret! — поют у них лауреаты «Золотой маски», премьеры Мариинского театра и форумчане с ПМЭФ. Послушайте! «Собака.ru» точно знает, откуда весь этот «Шум».
Что за «Шум», а драки нет: как Пелевин вдохновил Балаева на открытие кабаре
Артем Балаев: Я думал о Пелевине, когда решил делать кабаре «Шум»! Помните шикарную сцену в литературном кабаре «Музыкальная табакерка» из романа «Чапаев и пустота»? Алексей Толстой выпивает с Валерием Брюсовым. Вокруг — герои пьесы «Раскольников и Мармеладов». Поэт Фанерный читает стихотворение «Реввоенсонет», написанное на чекистском бланке. Стрельба, драки — в общем, полный сюр! И вот я откупорил шампанского бутылку, перечел «Чапаева и пустоту» — и предо мной немедленно встал светлый образ будущего кабаре «Шум». (Смеется.) Впрочем, у нас без драк! Но зато мы реализовали главное — здесь, в «Шуме» вы вступаете с искусством в близкий контакт третьей степени. Ведь как всё в обычной жизни? Артисты всегда где-то далеко — на сцене, за рампой, а мы в восьмом ряду, в восьмом ряду шепчем: «Меня узнайте вы, маэстро!» Так вот, у нас в «Шуме» не так! Мы открыли место, где нет барьеров, нет границ: музыканты, актеры, художники поют, играют, выступают, а вы можете с ними выпить, обняться и поболтать.
Анастасия Дианова: Да, мы устраиваем афтепати объятий! Выступив, артисты продолжают свой творческий вечер в баре: идеолог pop-up-театра, режиссер Семен Александровский обсуждает с гостями «Шума» вопросы актуальной пьесы, хореограф Мариинского театра (и лауреат «Золотой маски»!) Максим Петров, который тоже часто к нам заглядывает, делится ссылками на любимых композиторов.
На открытии «Шума» сенсационный горизонтальный театр FULCRO показал попурри номеров из своей — уже культовой! — трилогии спектаклей о кабаре. Артисты FULCRO сразу стали нашими резидентами и приходят в «Шум» не только выступать, но и выпивать. Например, с друзьями-актерами из МДТ. Кто-то принес гитару, и всё — спонтанный концерт, бар хором поет Земфиру или «Вахтерам» «Бумбокса».
Сейчас такой песенно-поэтический вечер у нас каждый месяц — со звездой FULCRO и лауреаткой премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» Анастасией Гордымановой, актрисой Дашей Дельман и актером МДТ — Театра Европы Егором Авериным. Каверы на мировые и русские рок-хиты в исполнении драматических актеров — это надо видеть и слышать. И подпевать! А не хотите подпевать — выступайте сами! Всякого, кто после полуночи захочет в «Шуме» прочесть стихотворение или спеть романс, мы угощаем.
Артем: Менять талант на выпивку и закуску — великая традиция мировых кабаре! Так что это мы унаследовали от них. А свой декадентский петербургский флёр — от знаменитых арт-кафе, что шумели в Петрограде перед революцией 1917-го. Кроме того, в ДНК нового «Шума» звучат отголоски его тезок прошлых лет: меняя концепцию (но не название!) под дух времени, у меня уже были одноименные бары — богемно-хипстерский «Шум» в 2008 году и камерный-квартирный в 2021-м. Чтобы сориентировать в этом пространственно-временнóм континууме, я готов прочесть лекцию про историю кабаре. Вот она!
От Дебюсси до Маяковского: очень краткая история кабаре — мировая и петербургская
Артем: Первое в мире кабаре открылось в 1881 году — «Черный кот» на парижском Монмартре. Драматург Бертольд Брехт опередил этот формат как театр, в котором можно курить — то есть еще не драматическое искусство, но уже и не просто кафе-шантан. По факту же кабаре — интеллектуально-развлекательное заведение с программой, объединенной выступлениями конферансье. Само слово «кабаре» — от названия тарелки с несколькими отделениями, как в менажнице. Так и в кабаре: номера не встроены в единый сюжет; скетчи, пьесы, танцы, песни — все это «лежит» рядом, но не вместе.
К концу 1980-х в жанре кабаре наметилось расслоение: артистические кабаре отмежевались от варьете с канканом. Бывает, когда я говорю про «Шум», представляют что-то пикантное, но у нас именно первый тип. Еще кабаре называли ночным двойником модернизма. Именно во время расцвета этой эпохи модернисты — художники, писатели и поэты — за полночь отрывались в кабаре.
Итальянский театровед Лиза Аппиньянези, специализирующаяся на жанре кабаре, в своих книгах описывает, как в пражских выступал Ярослав Гашек, в парижских Дебюсси дирижировал гостями, а Эрик Сати был тапером. В кабаре от Барселоны до Берлина висели полотна Пикассо и импрессионистов! Все это меня впечатлило, и я понял, что в «Шуме» артисты должны чувствовать себя не в гостях, а дома. Поэтому мы поощряем и спонтанное творчество, и с радостью обменяем искусство, что называется, на стол.