Чемпион, ракета, тихий троечник: как хвалить подростков в зависимости от типа личности
Когда похвала полезна, а когда может принести подростку вред, рассказывает учитель словесности, автор телеграм-канала GrigoryOne Артем Григорян.
Казалось бы, похвала всегда приятна. И ребенку, и взрослому. Но вспомните себя — разве всякий раз, когда вас хвалили, вы радовались? Пока никто из моих собеседников не ответил на этот вопрос «да».
Вот три общих правила, как говорить детям приятные слова так, чтобы они были действительно приятны:
1Хвалить должен значимый, важный взрослый
Как им стать — тема отдельной беседы, но, если вы не важны для ребенка, ваша похвала останется без внимания или сделает отношения хуже. Если вы учитель, не думайте, что значимость вашего предмета для ребенка (например, при поступлении в вуз) равна значимости вашей личности.
2Иногда лучше оставлять достижения незамеченными
У меня есть любимый тип ученика, который я называю «талантливый сорванец». Это ребенок, которому учеба дается легко, но в школьном дворе и на улице ему нужны приключения. Обычно такие дети задают самые интересные вопросы и высказывают самые оригинальные суждения. Один из таких моих учеников не на всех уроках соблюдал правила: выходил надолго, вместо карандаша использовал ручку (хотя ему, разумеется, много раз повторяли, что нужен карандаш), не писал дату в тетради. И только на моих уроках с ним не было никаких проблем. Ошибка некоторых моих коллег оказалась проста: когда ребенок все-таки соблюдал правила, его хвалили. Я не делал этого и получил полное соблюдение правил и вдобавок — интеллектуального лидера класса. Почему? Такой ребенок не хочет, чтобы другие дети в семье или школе считали его послушным и таким же, как все, и протестует, когда на этом делают акцент.
3Хвалить нужно, ориентируясь на тип личности ребенка и с учетом его возраста
Общаясь с детьми, делясь с ними своими взглядами и ставя общие цели, необходимо учитывать их возраст и тип личности. Последний формируется до 16–17 лет, но предрасположенность к тому или иному типу выявляется гораздо раньше. Что касается возраста, мои рекомендации — для родителей детей 11 лет и старше.
По нашему с коллегами опыту, пол ребенка не сильно влияет на то, как и за что его хвалить. Например, считается, что девочки придают больше значения внешнему виду и комплиментам. Как педагог, с которым и мальчишки, и девчонки обсуждают кроссовки и коллабы, скажу, что это не на сто процентов так. Да и тип личности — гендерно универсальная вещь.
«Доминатор»
Это ребенок, которому во всем нужно превзойти, а иногда даже подавить других. Личные эмоции собеседника такому ребенку не очень важны. К сожалению, это распространяется и на взрослых, если те не проявляют себя сильно, авторитетно. Даже если вы имеете авторитет в глазах «доминатора», не хвалите его. Поощрение и похвалу он сочтет проявлением слабости.
Как быть, если ребенок тяготеет к этому типу? Впечатлите его своим личным достижением, искренне делитесь эмоциями. Папа одного из таких детей взял сына на рыбалку со своими друзьями и давал задания: наколоть дров, порезать овощи и тому подобное. Во время этого совместного приключения он просто искренне радовался природе и улову в мужской компании. И никак мальчика не хвалил. В результате парень две недели рассказывал всем на переменах о поездке и показывал фото и видео. И говорил о том, как крут его папа.