Вместо школы: несколько эффективных способов заняться собственным образованием
Люди тратят много времени на саморазвитие и самообразование, но часто новые знания пропадают в черной дыре и никак не помогают в жизни. В результате уже спустя неделю мы не можем пересказать основные идеи прочитанной книги. Или того хуже — бросаем курсы, посмотрев только пару лекций. Чтобы самообразование было по-настоящему продуктивным, к нему следует относиться как к бизнес-проекту. Вот что для этого нужно сделать.
Постройте образовательную траекторию
У каждого из нас в свободном доступе — тысячи курсов и книг, миллионы роликов на YouTube и статей на абсолютно любую тему. Потребление случайной информации стало одним из видов прокрастинации: сегодня вечером мы смотрим на Netflix фильм о работе мозга, завтра читаем про дельфинов, а послезавтра скачиваем приложение для изучения иностранного языка.
В результате формируются мозаичные знания о мире: обо всем сразу и ни о чем в частности. Нельзя сказать, что это ужасно, — все-таки изучение частично рандомных тем расширяет кругозор и дает возможность мыслить более креативно. Многие идеи появляются как раз при случайном соединении фактов и понятий.
Ловушка заключается скорее в том, что это разнообразие парализует нашу способность выбирать, что подтверждается экспериментами и исследованиями. При общей доступности знаний изучить можно что угодно, но из-за обилия предложений остановиться на чем-то одном бывает сложно. И даже определившись, мы не перестаем сомневаться и с некоторым сожалением оглядываться на отсеянные варианты.
Чтобы сделать правильный выбор, следует учесть накопленный нами опыт, приоритетные потребности и имеющиеся ресурсы (время и деньги). В результате из множества знаний и навыков, которые, на первый взгляд, было бы интересно освоить, останутся лишь единичные варианты.
Другой подход — составить личную карту компетенций. Для этого нужно оценить уровень уже имеющихся у вас навыков по шкале от 1 до 10 и определить, какие из них вы хотели бы прокачать в ближайшее время. Ограничьтесь одним или двумя, не старайтесь успеть везде. И запланируйте конечный результат: какой уровень прогресса этих навыков вы будете считать успешным в определенную единицу времени. Лучше ставить достижимые цели и не пытаться «стать богатым за три дня».
Михаил Герасимов, методолог most creative camp, исследователь креативного мышления
Индивидуальную креативность в вакууме можно описать простой формулой: семантическая память (наше знание о разных фактах в окружающем мире), умноженная на умение быстро извлекать и рекомбинировать информацию из нее. Иными словами, когда мы сталкиваемся с ситуацией неопределенности, наш мозг пытается собрать решение из разных кусочков памяти. Если они из нескольких сфер, это может повысить гибкость подходов и привести к созданию оригинальных и ценных решений.
Это особенно важно, когда мы работаем в конкурентной среде. Если все будут брать идеи из одного источника знаний, из одного поля насмотренности, то и конечные идеи будут неотличимы друг от друга.
Однако, чтобы все это сработало, между нашими знаниями должны быть переброшены ассоциативные мостики, то есть нужна какая-никакая структура. В идеале мозг должен уметь быстро прыгать между разноплановыми концепциями решений.
Внимательно выбирайте источники знаний
Даже если направление понятно, парадокс выбора все еще может загнать вас в тупик. Например, вы решили прокачать навык работы с текстами. Какому блогеру доверять, какую школу, курс или преподавателя выбрать, на каком ресурсе читать статьи по теме? Дороже — значит лучше? Курс на две недели — это слишком мало? А на три месяца — не много ли? Это фейковые отзывы или настоящие?
К сожалению, выбор источников знаний непрост. Запустить свой курс сейчас легко, и этим пользуются люди, для которых заработок важнее реальной ценности для студента. Кроме того, даже увлеченные эксперты не всегда понимают, как грамотно выстроить образовательную программу, — и поэтому создают курсы без четкой логики и структуры.
Малколм Ноулз, один из теоретиков андрагогики (науки о преподавании взрослым), вывел семь принципов, которым должна соответствовать образовательная программа. Например, взрослым людям важно обучаться на практике, в процессе ориентироваться на конкретные проблемы и получать собственный опыт в неформальной обстановке. Если программа этого не учитывает, она может мешать, а не помогать в обучении. На практике это работает так: курсы со строгим учителем, который предлагает вам зубрить теорию, просто бесят или ставят в ступор.
При выборе образовательной программы важно задать себе вопрос, не будет ли она слишком занудной. Дело в том, что хорошие эмоции значительно влияют на способность запоминать новое. Они запускают выработку норадреналина — этот нейромедиатор помогает мозгу формировать устойчивые воспоминания о событии. К сожалению, еще сильнее на мозг влияют негативные эмоции — поэтому мы многие годы в деталях помним все плохое, что с нами случалось.