Обложки трудной судьбы
Кого и чем оскорбляли, раздражали, унижали и растлевали разные обложки, постеры и афиши
24 сентября 1991 года группа Nirvana выпустила альбом, прославившийся не только десятком хитов, но и обложкой с плывущим за долларом младенцем. Тогда обложку сочли непристойной, сейчас запечатленный на ней 30-летний младенец подал в суд на бывших участников группы за распространение частных материалов сексуального характера и требует компенсации морального ущерба. К 30-летию великого альбома с великой обложкой Weekend вспомнил другие обложки, афиши и постеры, которые по разным причинам оказывались в центре скандала.
Обложка, оскорбившая внутренних детей
Книга «Чарли и шоколадная фабрика», 2014
Честно? Это ужасно. Эта обложка противоречит не только милоте Чарли, но даже слегка пугающему обаянию Вилли Вонки и Умпы-Лумпы. Писательница Радхика Сангани
К 50-летнему юбилею классической детской книжки Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика» в 2014 году издательство Penguin выпустило ее в новом, предназначенном для взрослых издании, обложка которого вызвала скандал в СМИ и соцсетях. Обложку назвали «жуткой», «гротескной», «неуместно сексуальной» и больше подходящей для «Лолиты» Набокова, а один фанат книги на странице Penguin в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) написал, что издатели разрушили его детство. Те в ответ напомнили сюжет книги: Чарли Бакет, трудолюбивый мальчик из бедной семьи, попадает на шоколадную фабрику Вилли Вонки, где оказывается среди других, избалованных, монструозных детей, которым во всем потакают их родители. Обложка, по словам издателей, должна была подчеркнуть нездоровые отношения родителей к детям — в книге Даля они одновременно эксплуатируют и развращают своих отпрысков. Объяснение не помогло — тираж издания для взрослых до сих пор не распродан.
Афиша, оскорбившая цензоров
Фильм «Вне закона», 1943
За более чем десять лет пристального наблюдения за кинопродукцией я ни разу не видел ничего более неприемлемого, чем этот бюст. Джозеф Брин, глава управления производственного кодекса Американской ассоциации кинокомпаний
В 1941 году продюсер и режиссер Говард Хьюз заказал фотографии для афиши своего нового вестерна «Вне закона», где дебютную роль сыграла Джейн Расселл. В фильме ее героиня Рио становится жертвой насильника и возлюбленной двух главных героев. Сам Хьюз, впрочем, говорил, что главную роль в фильме сыграла не Расселл, а ее грудь: любивший эпатировать зрителя режиссер собственными руками сделал для Расселл специальный бюстгальтер из металлической проволоки. (Расселл потом говорила, что не смогла его носить, но Хьюзу не призналась, а просто подкладывала в лифчик тряпочки.) Впрочем на афише бюстгальтер не задействован. Фильм запретили бы и так, но, как сказал один цензор, «свисающая с афиши грудь» закрыла «Вне закона» дорогу к зрителю. Тогда Хьюз начал, как потом будут говорить, самую масштабную рекламную кампанию в истории Голливуда. Афиши фильма были распечатаны в виде пин-ап-открыток, которые стали расходиться тысячными тиражами и оказались в тумбочке буквально у каждого американского солдата. Снимок Расселл из той фотосессии для афиши даже опубликовал журнал Life. «Вне закона» стал известен без выхода на экраны — никто его не видел, но все хотели посмотреть,— и в 1943 году Хьюз выпустил его в обход цензурного комитета, просто арендовав кинотеатр в Сан-Франциско. Для большего эффекта по всему городу были без разрешения властей развешаны те самые рекламные плакаты с Расселл. И фильм, и плакаты продержались неделю, пока их не запретили как «изображение избыточной обнаженности». Рекламные плакаты к «Вне закона» стали коллекционной редкостью — на аукционах они продавались по $80 тыс.