Как может выглядеть наш мир, если мы будем развивать уже существующие технологии

СНОБСобытия

Вкусные водоросли, счастливые коровы и супермясорубки. Обсуждение фильма «2040: Будущее ждет»

3634f0363d2190b5660b646be55f7debce6a33cb67fabaecdaae6759ba3a36bf.jpg
Кадр из фильма «2040: Будущее ждет» Фото: Пресс-служба

На экраны выходит фильм «2040: Будущее ждет» — документальный проект актера и режиссера Дэймона Гамо, который представил себе, как может выглядеть наш мир, если мы будем развивать уже существующие технологии, позволяющие сохранить планету. После предпремьерного показа картины, организованного проектом «Сноб», состоялось ее обсуждение, в котором участвовали идеолог трансгуманизма и футуролог Данила Медведев, директор по стратегическому развитию ИПРИО (интеллектуального партнерства по развитию и интеграции общества), эксперт по прорывным инновациям и разработчик национальных проектов социально-экономического развития Сергей Николаев и кинопродюсер, аналитик и футуролог Владислав Герм. Модератором беседы стал Саша Щипин.

Саша Щипин: До 2040 года осталось 20 лет. Сложно сказать, много это или мало: если брать 1980 и 2000 годы, то мир тогда изменился радикально — и с политической, и с экономической, и с технологической точки зрения. С другой стороны, за последние 20 лет, как мне кажется, каких-то принципиальных изменений не произошло. Сможем ли мы что-то исправить к 2040-му?

Данила Медведев: Сейчас в мире есть конфликт двух нарративов о будущем. Один нарратив касается того, что мы живем в эпоху экспоненциального прогресса и каждые десять лет наблюдаем больше изменений, чем когда-то за сто лет. Это нарратив Рэя Курцвейла и ссылающихся на него деятелей вроде Германа Грефа — им нравятся все эти дроны, блокчейны и искусственный интеллект, который за 10–20 лет изменит все, так что к 2040 году наступит технологическая сингулярность, люди сольются воедино с компьютерами. Второй нарратив — это замедление научно-технического прогресса, которое происходит последние 50 лет. Для того прогресса, который уже есть, нам нужно каждый год все больше ученых. Это ужасно, что мы потребляем все больше нефти, но теперь представьте, что нам нужно не просто кидать в топку нефть, а выращивать ученых: всех этих мальчиков и девочек из Африки, которых мы видели сейчас в фильме, необходимо сделать специалистами по генетике и микроэлектронике только для того, чтобы выполнялся закон Мура и каждый год появлялись все более быстрые компьютеры. И какая история правильная, непонятно. С одной стороны, за 20 лет можно изменить вообще все, а с другой — этого не происходит.

Саша Щипин: Владислав, для кино вы создаете миры будущего — в вашем представлении, мир 2040 года сильно отличается от нашего?

Владислав Герм: Да — в том смысле, что существенно меняется образ жизни всего человечества. И меняется во многом в тех направлениях, которые показаны в этом фильме. Вокруг защиты окружающей среды очень много споров, но решение экологических проблем, в частности проблемы мусора, может быть только экономическим и только глобальным. Меня интересует, как изменится образ жизни каждого из нас, когда экология станет частью экономики. А он изменится очень сильно. Мы будем заботиться об экологии каждый день, не замечая этого, потому что все будет очень удобно устроено. Мы будем естественным образом сортировать мусор, и у нас не будет 33 ведер, как пугают некоторые. Как и сейчас, мы сможем зайти в магазин, приобрести любой товар, а потом так же легко избавиться от остатков. Соответственно, и общество будет другим.

Саша Щипин: Сергей, а какое будущее готовят нам прорывные технологии?

Сергей Николаев: Поскольку я по роду деятельности обязан разбираться с технологиями, то вот этими руками я провел технико-экономический анализ сотен, может быть, тысяч технологий. Мы вполне можем прыгнуть в совершенно новый, супертехнологичный, но при этом социально-этический и экологически более совершенный мир. И более того, уже сейчас эти вещи происходят. Я не исключаю, например, что мы получим беспилотный воздушный транспорт в Москве через пять-семь лет. И Москве хорошо бы задуматься о прокладке воздушных дорог, а не об укладке, прошу прощения, плитки в два слоя.

Саша Щипин: Провода уже частично убрали — может, как раз готовят воздушные дороги.

Сергей Николаев: Их закопали, а не убрали. Провода можно убрать вообще. Существуют технологии — в классификации волн Кондратьева они относятся к седьмому техноукладу, — которые позволят передавать энергию не по проводам. Это что-то типа радиоволны: мы включаем телефон, ловим киловатт энергии, вставляем его в гнездо машины и летим, куда нам нужно. Это осуществимо гораздо раньше 2040 года. Есть ли на это политическая воля? Боюсь, что нет. Концепция устойчивого развития — это триединство: экология, экономика, социум. Это повестка дня ООН, но, к сожалению, мир декларирует ее только формально. Мир топчется на месте, новых экономических моделей нет. А новая экономическая модель — это то самое звено, потянув за которое можно вытащить всю цепь существующих проблем. Экономист Мухаммад Юнус, нобелиат 2006 года, предложил новую экономическую модель, которая заключалась в самофинансировании беднейших слоев населения и исключала банковские структуры как таковые. И что случилось? Мировая экономика поняла, что она теряет управление, поэтому его заклеймили, заклевали и низвели в статус маргинала. Технологии давно готовы, но нам нужно менять экономические основы, социальные отношения. Без этого мы будем совершать какие-то имитационные действия и топтаться на месте, хотя могли бы войти в более совершенное будущее. Я бы даже рискнул это назвать подходом к коммунизму, где каждый — творец собственного интеллектуального и креативного ресурса, где хватает еды на всех. Сегодняшняя мировая система, я считаю, основана на антинаучной и многократно опровергнутой теории Мальтуса: еды мало, а людей много, поэтому всего на всех не хватит. Теперь остается надежда на естественное замещение мировых элит: на то, что к рулю придут люди более совершенные, менее жадные, более социально-гармоничные, и мы естественным путем перейдем в новый мир. При этом катастрофические сценарии по-прежнему остаются, и вспышка в Китае неизвестного коронавируса показывает, что мы балансируем на грани больших потрясений.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Техника “мост”, или Как развить внутреннюю чувствительность Техника “мост”, или Как развить внутреннюю чувствительность

Многие женщины хотели бы получать больше удовольствия от проникающего секса

Cosmopolitan
Самые популярные гаджеты десятилетия Самые популярные гаджеты десятилетия

Какие гаджеты прошедшего десятилетия оказались самыми востребованными

CHIP
Марго Робби: «Тишина меня оглушает, моя стихия – шум» Марго Робби: «Тишина меня оглушает, моя стихия – шум»

Она признанный талант, актриса с широким диапазоном

Psychologies
MAXIM рецензирует удалой бандитский байопик «Подлинная история банды Келли» MAXIM рецензирует удалой бандитский байопик «Подлинная история банды Келли»

«Подлинную историю банды Келли» невзлюбили те, кто взлюбил самого Неда Келли

Maxim
Новая экранизация «Пиноккио» от режиссера «Догмэна» Маттео Гарроне — немного дубовая, но очень человечная версия сказки Карло Коллоди Новая экранизация «Пиноккио» от режиссера «Догмэна» Маттео Гарроне — немного дубовая, но очень человечная версия сказки Карло Коллоди

"Пиноккио" Маттео Гарроне: рецензия

Esquire
Почему нельзя регулярно менять пароли к интернет-аккаунтам: рекомендации экспертов и софт Почему нельзя регулярно менять пароли к интернет-аккаунтам: рекомендации экспертов и софт

Регулярная смена паролей приведет к такому паролю, который будет легко взломать

CHIP
10 самых глупых террористов современности 10 самых глупых террористов современности

С террористами иногда случаются совершенно идиотские истории

Maxim
«Кролик ДжоДжо» Тайки Вайтити — комедия о мальчике и его воображаемом друге Гитлере. Рассказываем, почему она достойна «Оскара» «Кролик ДжоДжо» Тайки Вайтити — комедия о мальчике и его воображаемом друге Гитлере. Рассказываем, почему она достойна «Оскара»

Комедия про мальчика из нацистской Германии, у которого есть воображаемый друг

Esquire
Олег Алмазов. Другая судьба Олег Алмазов. Другая судьба

Мама, едва заговаривал об актерской профессии, сокрушалась

Караван историй
Лучше для мужчины нет: метаморфозы тактического жилета Лучше для мужчины нет: метаморфозы тактического жилета

История тактического жилета

Популярная механика
Супертаблетки внутри нас: почему миллиардеры тратят миллионы долларов на создание лекарств из бактерий кишечника Супертаблетки внутри нас: почему миллиардеры тратят миллионы долларов на создание лекарств из бактерий кишечника

Миллиардеры из Кремниевой долины вливают миллионы долларов в стартапы

Forbes
Нежная промзона. Как женщины делают карьеру в тяжелой промышленности Нежная промзона. Как женщины делают карьеру в тяжелой промышленности

Женщин на позициях среднего и высшего уровня в российской промышленности — 30%

Forbes
Летчики, солдаты, геймеры: как работают операторы БПЛА Летчики, солдаты, геймеры: как работают операторы БПЛА

Сочетание «человек–машина» создает проблемы и вызывает ряд непростых вопросов

Популярная механика
«Дурная кровь» Джона Каррейру: книга о знаменитом стартапе Theranos «Дурная кровь» Джона Каррейру: книга о знаменитом стартапе Theranos

В своей новой книге Джон Каррейру собрал серию расследований о Theranos

Esquire
Разоблачены 5 лунных мифов Разоблачены 5 лунных мифов

Существует огромное количество мифов о Луне и о том, чем вызваны ее изменения

Популярная механика
Андрей Левкин: Голые мозги, кафельный прилавок Андрей Левкин: Голые мозги, кафельный прилавок

Фрагмент новой книги Андрея Левкина «Голые мозги, кафельный прилавок»

СНОБ
Ваш сын и муж Ваш сын и муж

История мужчины, который живет в буквальном смысле между двух огней

Добрые советы
4 шага к успешным диалогам в приложениях для знакомств (это проще, чем кажется) 4 шага к успешным диалогам в приложениях для знакомств (это проще, чем кажется)

Это просто, если делать все правильно

Playboy
Не только точка G: 8 видов женского оргазма и как их получить Не только точка G: 8 видов женского оргазма и как их получить

Лучший подарок себе - это научить свое тело и мозг получать удовольствие

Cosmopolitan
8 рецептов нестандартных блинов 8 рецептов нестандартных блинов

Креативный гений способен превратить блины в нечто воистину космическое

Maxim
Этот бесплатный, бесплатный сыр: 6 виртуозных маркетинговых приемов в истории Этот бесплатный, бесплатный сыр: 6 виртуозных маркетинговых приемов в истории

Маркетинг придумал множество способов заменить твои деньги в ловушку

Maxim
Что такое быстрый и медленный сон и как правильно спать? Что такое быстрый и медленный сон и как правильно спать?

Почему так важен крепкий продолжительный сон и как улучшить его качество

Cosmopolitan
Как познакомиться с новым мужем Как познакомиться с новым мужем

Технику пикапа – не на одну ночь, а на долгую счастливую жизнь

Tatler
Как собрать компьютер самому из комплектующих: пошаговая инструкция Как собрать компьютер самому из комплектующих: пошаговая инструкция

Со сборкой компьютера может справиться даже ребенок

CHIP
Реальный Ретт Батлер бил жену: как Митчелл сделала из мужа-абьюзера героя романа Реальный Ретт Батлер бил жену: как Митчелл сделала из мужа-абьюзера героя романа

Она написала красивую сказку об идеальном мужчине

Cosmopolitan
9 лекарств, с которыми опасно употреблять алкоголь (лучше не рискуй) 9 лекарств, с которыми опасно употреблять алкоголь (лучше не рискуй)

Список лекарств, с которыми мы категорически не советуем употреблять алкоголь

Playboy
Анти-Грета: в Германии появилась противница климатического алармизма Анти-Грета: в Германии появилась противница климатического алармизма

Наоми Зайбт, в противоположность Грете Тунберг, отрицает серьезность кризиса

РБК
Смартфон для блогера. Как камера стала главным компонентом современного телефона Смартфон для блогера. Как камера стала главным компонентом современного телефона

Современные телефоны — это основной инструмент медиаинфлюенсеров и фрилансеров

СНОБ
«Государство — это блондинка с динозавром на улице»: правила венчурного бизнеса от Анатолия Чубайса «Государство — это блондинка с динозавром на улице»: правила венчурного бизнеса от Анатолия Чубайса

Краткое изложение выступления Анатолия Чубайса о венчурном бизнесе

Forbes
Открыть в приложении