Как готовят проект об изменении территорий музея-усадьбы «Архангельское»

Русский репортерКультура

Новая атака на земли князей

Как готовят проект об изменении территорий музея-усадьбы «Архангельское»

Текст: Юлия Невская

Местная жительница стоит в одиночном пикете около входа в музей-усадьбу «Архангельское»

В конце декабря появился проект о пересмотре охранных зон музея-усадьбы «Архангельское» в Подмосковье. Ничего удивительного в том, что земля с высокой рыночной стоимостью является предметом интереса застройщиков и тех, кто не против построить себе резиденцию на заливных лугах около Рублевского шоссе. Попытки сократить охранные земли Архангельского наблюдаются уже на протяжении многих лет. Но в этот раз инициатором выступила сама дирекция музея.

— У нас эта история каждые полгода-год начинается сначала. Я сам Архангельским занимаюсь с первого курса института, уже около 16 лет, — рассказывает Евгений Соседов, заместитель председателя Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). — Мы за это время выиграли больше тридцати судов, но ничто не останавливает желающих получить заповедные территории. Даже поручение президента относительно неприкасаемости охранных зон Архангельского.

В 2013 году Евгений Соседов получил премию президента для молодых деятелей культуры за сохранение исторического наследия. Тогда же он выступил с речью перед Владимиром Путиным по поводу важности сохранения музея-усадьбы в том виде, как он есть на текущий момент. В ответ на это выступление президент заверил, что Архангельское будет под защитой, и дал соответствующие поручения.

Красным на схеме обозначены территории, которые планируют лишить статуса охранной зоны

Новая атака

9 декабря 2019 года на сайте Главного управления Культурного наследия Московской области появился проект «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль усадьбы “Архангельское”, XVII — начало XX века». Согласно этому проекту, охранные зоны усадьбы будут сокращены на несколько сотен гектаров. Министерство культуры согласовало этот проект, сейчас он лежит на подписи у губернатора Московской области Андрея Воробьева.

— По закону подобный проект подлежит историко-культурной экспертизе и согласованию в областном Управлении охраны памятников и в Министерстве культуры, — рассказывает Евгений Соседов. — Когда рассматриваются серьезные проекты, принято привлекать экспертов с именем и соответствующей специализацией. В данном случае должны были собрать научно-методический совет при Министерстве культуры и пригласить авторитетных экспертов соответствующей специализации. Но ничего этого сделано не было.

Проект подписан тремя экспертами из Тулы и Воронежа: инженером-строителем, архитектором и историком.

Общественное обсуждение тоже проведено не было.

По протоколу, экспертиза и проект вывешиваются на сайте Главного управления культурного наследия Московской области. И любой человек в течение двух недель может написать свои замечания.

— Они вывесили на сайте экспертизу, но вместо проекта по Архангельскому вся информация по другому объекту — Братской могиле воинов под Волоколамском. Кликаешь на ссылку «Общественное обсуждение проекта по Архангельскому» — открываются файлы, которые не имеют к нему никакого отношения, — говорит Соседов. — Нового проекта в открытом доступе нет. Очевидно, что они его прячут. Я видел и читал проект, но копии у нас нет. Проект очень слабый: нулевое обосно вание, мотивировочная часть практически отсутствует, некачественные материалы фотофиксации, исторической справки тоже толком нет. Видно, что он сделан на скорую руку.

Удивительно, что инициатором нового проекта выступает дирекция Архангельского. Согласно информации с сайта госзакупок стоимость проекта составила 4 млн рублей, что для музея весьма значительная сумма. Согласно проекту, под застройку пойдут земли, прилегающие к территории усадьбы, в том числе Ильинская пойма.

— Здесь находятся заливные луга, на них вообще строить нельзя. Кроме того, здесь же расположено несколько уникальных археологических объектов.

Но авторов проекта это не останавливает, — рассказывает Екатерина Мирошникова, которая последние пять лет является основным координатором группы активистов, защищающих Архангельское.

При Архангельском существует попечительский совет, который возглавляет Дмитрий Козак — в январе этого года он был назначен заместителем руководителя Администрации президента. Козак сейчас отдал распоряжение о приостановлении нового проекта и более детальной его проработке. Но, по словам активистов, на это не последовало никакой реакции.

По поводу текущего проекта пресс-служба дирекции музея комментарии давать отказалась, мотивируя это тем, что у них нет отдельного человека для общения с прессой, директор в отпуске, а его заместитель очень занят. В доступе на территорию дворца тоже отказали, сославшись на то, что он закрыт для посещения до середины марта. Как говорят местные, его сдали в аренду китайцам для съемок художественного фильма.

Екатерина Мирошникова, основной координатор активистов, защищающих Архангельское от застройки

Многолетняя война

Архангельское и прилегающие к нему территории — памятник федерального значения с выдающейся историей. Первые упоминания о нем относятся к временам Ивана Грозного; позже усадьба была резиденцией русских князей — Одоевских, Голицыных, Юсуповых. Для москвичей это традиционное место семейного отдыха: расположено недалеко от МКАД, но при этом там сохранилась уникальная атмосфера покоя и старины. Таких объектов вблизи столицы, да и по всей стране, осталось очень мало. После перестройки, в 2001 году, были утверждены границы самой усадьбы и зоны охраны на прилегающих территориях. С того момента идет постоянная борьба за их сохранение, потому что национальное достояние не является аргументом для тех, кто эти терри тории хочет монетизировать или использовать в личных целях.

Архангельское находится под охраной государства с 1960-х годов. Долгое время оно принадлежало Министерству обороны. В 1996 году был создан государственный музей; в его ведение были переданы дворец, большая часть построек и все территории в пределах охранных зон. Проект был окончательно утвержден в 2001 году.

— Не прошло и года с момента согласования границ территории музея, как началось массовое выделение земельных участков. Причем не только в окрестностях и охранной зоне, но и на территории памятника — вплотную к усадебным постройкам. Театр Гонзаго, объект культурной ценности, аналогов которому в мире сохранились единицы, хотели окружить частными постройками со всех сторон. Тогда же начались попытки скорректировать охранные зоны. В 2005 году хотели в десять раз сократить территорию, — рассказывает Евгений Соседов.

На тот момент действовать было проще, потому что инициативная группа защитников памятника выступала совместно с дирекцией музея. Но позже ситуация изменилась, и в итоге дирекция стала сама выступать инициатором передела земли.

В 2013 году Владимир Мединский назначил директором музея своего бывшего заместителя Андрея Бусыгина. Через некоторое время его сняли со скандалом. Он разработал концепцию развития музея, в рамках которой планировал строительство подземных сооружений под театром Гонзаго, размещение «Макдоналдса» и спа-комплекса на территории усадьбы. Вместо Бусыгина назначали действующего директора Вадима Задорожного. С ним местные жители уже были знакомы — Задорожный является владельцем соседнего Музея военной техники. Незадолго до его назначения возник конфликтный момент в связи с тем, что он спилил 900 деревьев на Аллее ветеранов, чтобы перенести линию электропередач и освободить место для строительства бизнесцентра.

Масштабные бизнес-проекты на территории музея-усадьбы пока удавалось останавливать благодаря инициативе местных жителей, действиям компетентных людей, занимающихся охраной памятников, и фрагментарной поддержке сверху.

Сотрудники полиции приехали на вызов. Им поступили сведения о несанкционированном массовом мероприятии. Но активисты стояли в одиночных пикетах на разрешенном по закому расстоянии — 50 метров друг от друга

Люди с Рублевки

— Что-либо спасти можно только с опорой на местное сообщество, — говорит Евгений Соседов. — У подмосковного отделения Всероссийского общества охраны памятников нет штатного аппарата в 100 человек, чтобы все успеть: на всех подать в суд и везде постоять в пикетах. Если местные люди готовы защищать свой объект, мы им оказываем методическую и юридическую помощь, можем представлять их интересы в различных комиссиях и советах, где мы имеем возможность выступать и доносить позицию до властей. Но если люди сами не готовы, то все печально заканчивается.

Архангельское находится рядом с Рублевским шоссе. Вокруг него много поселков. Большая часть из них застроена элитной недвижимостью. Может сложиться ошибочное впечатление, что территория защищена, поскольку здесь находятся дома влиятельных людей. Но на практике получается, что большую часть работы по защите усадьбы и местных ландшафтов проводят самые обычные люди.

— Самые активные — обычные жители поселков, сел и деревень, — рассказывает Соседов. — Им есть что терять, у них нет другого дома или второй дачи, они не могут полететь в отпуск за границу. Как правило, чем выше уровень, тем люди равнодушнее. Есть исключения, но это тоже не уровень олигархии, а, скорее, уровень творческой интеллигенции со связями.

Люди стоят в одиночных пикетах около Архангельского, пишут обращения в госорганы, их главная задача — привлечь внимание к проблеме.

— Архангельское — это цитадель, — говорит жительница деревни Глухово Галина Львовна Реали, стоя с плакатом около входа в усадьбу. — Если сдадут Архангельское, то будет прецедент для других музеев. Это просто диверсия против культурных ценностей, систематическая планомерная диверсия!

Можно долго перечислять, что мы потеряем в историкокультурном аспекте, если приусадебные территории заполнят коттеджи, новостройки и супермаркеты. Но есть вполне будничные проблемы, которые затронут все слои населения. Во-первых, здесь находятся два крупных водозабора, которые обеспечивают водой 60% Москвы. Строительство комплекса многоэтажек планируется выше по течению. Застройщик утверждает, что будет интегрирована новейшая система очистки, но при любом сбое в краны москвичей будет попадать вода из канализации этих новостроек. Во-вторых, дороги в этом районе не рассчитаны на более интенсивное движение. Даже сейчас в утренние и вечерние часы стоят все въезды и выезды в населенные пункты.

Высокопоставленные лица эпизодически помогают, но открыто о своей позиции заявляют редко.

— Те, кто за нас, все-таки используют непубличные методы: правильно сформулированное письмо донести до правильного человека. Чтобы оно попало в руки, а не в стол, — рассказывает координатор группы активистов Екатерина Мирошникова.

Сейчас со смотровой площадки усадьбы Архангельское открывается вид на луга, лесной массив и берег Москвы-реки. Только справа вдалеке видны многоэтажные новостройки. Если проект будет реализован, вся эта земля очень быстро обрастет коттеджами и многоквартирными домами. Памятник истории и культуры очень быстро превратится в памятник эпохи потребления.

Дворец в усадьбе Архангельское

Фотографии: Юлия Невская

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В активном «Поиске»: чудо в Лесосибирске В активном «Поиске»: чудо в Лесосибирске

Как построить в глубинке то, чего там по всем законам вообще не может быть

Русский репортер
Обещал на руках носить: 7 мужчин, решившие увековечить на своих телах женские имена (и их истории) Обещал на руках носить: 7 мужчин, решившие увековечить на своих телах женские имена (и их истории)

Семеро мужчин рассказывают, как они увековечили на своих телах женские имена

Esquire
Ия Майбук: «Мы не настолько обеспечены, чтобы быть меценатами» Ия Майбук: «Мы не настолько обеспечены, чтобы быть меценатами»

Интернет-магазин прочитанных книг — это и благотворительная история, и бизнес

Русский репортер
Huawei показал складной смартфон с 5G и обновление экосистемы Huawei показал складной смартфон с 5G и обновление экосистемы

Huawei показала компоненты собственной цифровой интеллектуальной экосистемы

Популярная механика
Сальвадор Дали в Москве: сюр, очередь и Бог Сальвадор Дали в Москве: сюр, очередь и Бог

Что важнее — шедевры искусства или фончики для «Инстаграма»

Русский репортер
Как предотвратить выгорание сотрудников на работе: 3 совета руководителям Как предотвратить выгорание сотрудников на работе: 3 совета руководителям

С выгоранием сотрудников можно и нужно бороться

Playboy
Черногорская революция и предательство России Черногорская революция и предательство России

О вступлении в НАТО и «попытке государственного переворота» с участием россиян

Русский репортер
Город в крови Город в крови

Триумф крестоносцев при штурме святого града обернулся кровавой драмой

Дилетант
Хибла Герзмава: «Певица должна быть здоровой и счастливой» Хибла Герзмава: «Певица должна быть здоровой и счастливой»

Певица с уникальным сопрано о своём голосе и умении быть счастливой

Здоровье
ВИЧ после Дудя. В Госдуме провели круглый стол, посвященный эпидемии заболевания в России ВИЧ после Дудя. В Госдуме провели круглый стол, посвященный эпидемии заболевания в России

Как прошел круглый стол в Госдуме об эпидемии ВИЧ

СНОБ
Неореализм Неореализм

Киану Ривз, человек в Голливуде, который нравится абсолютно всем

Esquire
Андрей Левкин: Голые мозги, кафельный прилавок Андрей Левкин: Голые мозги, кафельный прилавок

Фрагмент новой книги Андрея Левкина «Голые мозги, кафельный прилавок»

СНОБ
И врагов не надо: как сложились отношения Меган Маркл с близкими родственниками И врагов не надо: как сложились отношения Меган Маркл с близкими родственниками

Что известно о родственниках Меган Маркл и почему она с ними не общается?

Cosmopolitan

Список коротких и важных правил, чтобы техника больше не ломалась по вашей вине

Cosmopolitan
Кристофер Бакли: Охотник за судьями Кристофер Бакли: Охотник за судьями

«Сноб» публикует первую главу романа

СНОБ
Созвездие Евы Созвездие Евы

Кинокритик Егор Беликов встретился с Евой Грин, чтобы проверить свою теорию

Esquire
«Грязь может запутать камеры». Как распознают нечитаемые номера «Грязь может запутать камеры». Как распознают нечитаемые номера

Зимой камеры часто ошибаются, но надеяться на слой грязи на номерах не стоит

РБК
Черная водолазка. Отрывок из книги Черная водолазка. Отрывок из книги

«Сноб» публикует первые главы сборника рассказов журналистки Полины Санаевой

СНОБ
Сотворение Де Ниро Сотворение Де Ниро

Корреспондент Esquire отправился на встречу с Робертом Де Ниро

Esquire
Такие пироги… Такие пироги…

Лотарингский киш для гурманов — достойная альтернатива фастфуду

Вокруг света
Цветы нации Цветы нации

Эти юные девушки — чемпионки по фигурному катанию

Tatler
Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует» Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует»

После схода ледника и пропажи съемочной группы мне приснился Бодров...

Караван историй
Водителей испугали репрессией: что на самом деле будет со штрафами Водителей испугали репрессией: что на самом деле будет со штрафами

Новые штрафы для автомобилистов в Госдуме назвали коммерческими

РБК
Левон Оганезов. Концертмейстер Левон Оганезов. Концертмейстер

Я попал в Мосэстраду в девятнадцать и прослужил сорок один год

Караван историй
«Дети ворона» Юлии Яковлевой — книга для детей, которую нужно прочитать и взрослым «Дети ворона» Юлии Яковлевой — книга для детей, которую нужно прочитать и взрослым

Эпическая сага о детях, живущих в сталинские годы

Esquire
«Мама, я — англичанка, а ты — русская»: чему учат русских детей в Лондоне «Мама, я — англичанка, а ты — русская»: чему учат русских детей в Лондоне

Ольга Брамли рассказала, почему она против английских школ-интернатов

РБК
Странная сделка на три триллиона: зачем правительство купит долю ЦБ в Сбербанке Странная сделка на три триллиона: зачем правительство купит долю ЦБ в Сбербанке

На выкуп доли ЦБ в Сбербанке уйдет 2,8 трлн рублей

Forbes
Анти-Грета: в Германии появилась противница климатического алармизма Анти-Грета: в Германии появилась противница климатического алармизма

Наоми Зайбт, в противоположность Грете Тунберг, отрицает серьезность кризиса

РБК
Мария Порошина: «Выстраиваю работу так, чтобы была возможность чаще общаться с детьми» Мария Порошина: «Выстраиваю работу так, чтобы была возможность чаще общаться с детьми»

Актриса рассказала как совмещает карьеру и воспитание пятерых детей

Здоровье
Параллельные истории. Как фильм про Анну Франк объединяет Холокост и современные проблемы миграции Параллельные истории. Как фильм про Анну Франк объединяет Холокост и современные проблемы миграции

Почему история девочки на войне напоминает нам о проблемах сегодняшнего дня

Forbes
Открыть в приложении